Во второй половине V века до н.э. в армиях древнегреческих государств появился новый вид облегченной пехоты, состоявшей из пелтастов (средняя пехота). Пелтасты были вооружены более длинными мечами и копьями, но имели лёгкое (из кожи) защитное снаряжение. Значительно более подвижные, чем гоплиты, они сражались как на фланге, так и в расчленённых строях. Пелтасты могли действовать на пересеченной местности, маневрировали на поле боя, применяли различные построения, что позволяло греческим полководцам использовать манёвр, устраивать засады и чаще достигать внезапности.
Конница была малочисленна (300-1200 всадников) и не оказывала заметного влияния на ход боя. Основным оружием конников было копьё, а средством защиты - небольшой круглый щит. Только в Македонии, где было развито коневодство, удалось создать сильную конницу, насчитывающую до 10 тыс. всадников. Полководец Александр Македонский придавал исключительное значение тяжёлой коннице, в которой не только всадник, но и лошадь была защищена металлическим снаряжением.
В армиях Древней Греции дальнейшее развитие получает военно-инженерное дело. Как и на Древнем Востоке, широкое применение осадной техники (таранов, метательных машин, подвижных башен и др.) обусловило создание специальных отрядов для её изготовления, транспортировки и боевого применения, которые, по сути, являлись прообразом инженерных войск. Метательные машины в Древней Греции стали ставиться на колёса. В связи с их усовершенствованием и увеличением подвижности они начали применяться в боевых сражениях.
Древнегреческие государства, наряду с сухопутной армией, имели достаточно сильный военно-морской флот. Например, Афины в V в. до нашей эры имели около 300 боевых судов - триер, на которые требовалось до 18 тыс. матросов. Экипаж триеры состоял из командования, матросов и гребцов (до 150 человек, как правило, рабов). Для взятия на абордаж кораблей противника и десантных действий на борту триеры нередко находился отряд пехоты.
Организационная структура вооружённых сил греческих государств была различна. Но обычно все войска делились на отдельные отряды различной численности. Деление на отряды в большинстве случаев не имело боевого (тактического) предназначения, а применялось, главным образом, для удобства передвижения и организации боевой подготовки. Наиболее стройную организацию имели армии Спарты и Македонии. Например, в македонской коннице 64 всадника составляли первичную тактическую единицу - "илу"; восемь "ил" сводились в кавалерийскую часть - "гиппарху".
Значительное внимание в древнегреческих государствах уделялось обучению и воспитанию воинов. Вся система обучения и воспитания имела целью выработать выносливого, умелого и надёжного воина. В целом же преобладали элементы воспитания и тренировки над обучением, что определялось характером боя того времени.
В Афинах большое внимание уделялось как умственному, так и физическому развитию. Одинаково считали "хромым" (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Физическое воспитание афинских граждан было направлено не только на подготовку сильного, выносливого и ловкого бойца, но и на придание красоты его наружности. Юноши с 18 до 20 лет проходили военную подготовку в специальных отрядах и учебных лагерях.
В Спарте все мальчики с 7 до 18 лет находились в специальных школах, где обучались грамоте, занимались физическими и военными упражнениями. Обучение грамоте занимало третьестепенное значение. Большее внимание уделялось выработке умения говорить коротко и ясно (лаконизм). Музыка, пение и танцы также были устремлены на выработку качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество, танцы изображали отдельные элементы боя. Хвалебные гимны пелись в честь павших в бою воинов. Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать, переносить всякого рода лишения и нередко наказывали.
Обычаи, нравы и верования
Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Богом молний был Перун. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были так-же Ярило и Хорс, богом огня – Сварог, ветра и бури – Стрибог. Покровителем скота считался Велес, божеством плодородия ...
Культурная политика советской власти времен НЭПа. Театральное дело в СССР в
годы НЭПа. Театральное дело в
СССР в годы НЭПа
Революция показала полный кризис и крах социальной системы России. Все театры — императорские и частные — были объявлены государственной собственностью новой власти.
В дореволюционном театре продюсерами могли выступать и чиновники, и частные лица. Директорам императорских и казенных театров продюсерские полномочия и функции делегировал ...
Александр в Вавилоне
Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках ...