Интересная история

Китай в период раннего средневековья - религия и идеология
Страница 4

История » Китай в период раннего средневековья - религия и идеология

Китайский буддизм был многолик. Многочисленные секты были обязаны своим рождением многим вероучителям — патриархам и переводчикам буддийских сутр. Секты тяготели к тому или иному региону (пути развития Севера и Юга Китая существенно различались), обслуживали социальные потребности различных слоев общества. Каждая из школ китайского буддизма рассматривала себя как наиболее полную и законченную форму учения Будды.

Со временем индийских проповедников буддизма и его популяризаторов из «Западного края» сменили китайские. На севере деятельность кучарского монаха Кумарадживы (прибыл в Чанъань в 402 г.) по переводу сутр проходила под знаком старательного усвоения буквы канона в его первоначальном индийском варианте.

Ученик Кумарадживы Дао-шэн (умер в 434 г.), опираясь на махаянистскую нирвану-сутру, сформировал тезис о природе Будды во всем живом и отстаивал тезис о возможности внезапного просветления и спасения для каждого.

Большой вклад в китаизацию буддизма внес первый китайский патриарх и первый переводчик сутр Дао-ань (312—384). Основатель монастыря в Хубэе, он разработал также образцовый монастырский устав и ввел единый фамильный знак Ши (от Шакья-рода, из которого происходил Будда). Он внес большой вклад в развитие философии буддизма и основал культ Будды грядущего — Майтрейи — самого популярного божества на всем Дальнем Востоке. Изображения Майтрейи в виде толстобрюхого монаха с глуповатой улыбкой до срока скрывало мудрого Будду, приход которого на землю связывался с началом эры всеобщего благоденствия. Вожди крестьянских движений нередко объявляли себя возродившимися Майтрейями, а сам культ занимал центральное место в идеологии тайных обществ.

Вторым китайским патриархом, его блестящим популяризатором был Хуэй Юань (334—417), введший культ Будды — владыки Западного рая Амитабы, связанный с мечтой о светлой жизни и райском будущем в царстве «Чистой земли». Основав монастырь в Цзянси, он положил начало южно-китайскому амидизму. Предполагалось, что молитвы Амитабе и произнесение его имени даруют перерождение в обетованном рае. Сторонниками амидизма были члены секты «Чистая земля», чьи идеи стимулировали деятельность тайных обществ и многочисленных крестьянских восстаний.

Образованным кругам буддизм предоставлял свою философию и метафизику. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философии буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом, возникло интеллектуально насыщенное течение мировой религиозной мысли - чань-буддизм (цзэн в Японии).

Секта чань (от санскритского — «дхьяна», медитация) занимала особую роль в Китае и была основана, по преданию, индийским проповедником VI в. Бодхидхармой, который отверг изучение сутр, ритуалы и поклонения Будде в принципе. Целью медитации было достижение состояния транса, якобы дающее возможность обрести прозрение, истину, спонтанно раскрыть истинную природу человека в его эмпирическом бытии. Наряду с культивированием длительной медитации в учении чань был разработан тезис о возможности постижения истины путем внезапного озарения. Доктрина секты исходила из того, что интеллектуальный анализ дает возможность оценить лишь внешнюю сторону явления, но не выясняет его сущности. Чтобы познать истину, следует отвергнуть все каноны и авторитеты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рыбный промысел
Богатство волжских рыболовных угодий и удобные пути сообщения по воде и суше благоприятствовали дальнейшему развитию рыболовного промысла в XVIII веке. Повышение спроса на волжскую красную рыбу, высокая доходность от занятий промысловым рыболовством, не требовавших больших затрат, привлекали не только местных — саратовских, царицынских ...

Хорватия в системе международных отношений (XII – середина XIV в.)
Автономное Королевство Хорватия, Славония и Далмация находилось под управлением венгерской династии Арпадов. Первоначально им правил престолонаследник с титулом герцога, но уже во второй половине XII в. во главе управления королевством становится представитель местной знати, носящий титул бана. При этом на протяжении всего столетия вела ...

Развитие российских полицейских учреждений во второй половине XIX века – начале XX века.
Упущения в деятельности III отделения (его противодействие политическому террору в лице “Народной воли” оказалось несостоятельным) предопределили серьезные изменения центрального аппарата министерства внутренних дел. Император Александр II, обеспокоенный безопасностью собственной персоны и порядком управления государством, 12 февраля 18 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru