Буддизм, игнорируя проблемы существующего строя, объяснял социальный гнет исключительно возмездием за грехи людей в прошлом. Не предлагая модели переустройства общества, рассматривая реальный мир как иллюзию, буддизм делал упор на необходимости морального совершенствования. Ради будущих благ загробной жизни в реальной жизни требовалось смирение перед церковью и вышестоящими, непротивление гнету и несправедливости. Буддийские проповеди внушали неизбежность тяжелого труда, лишений и страданий, покорность в обмен на рай и блаженство в будущем. В Махаяне акцентировалась угроза неверующим, ослушникам, грешникам: их душам суждено было оказаться в аду — холодном или горячем.
Одна из причин успешного распространения буддизма и роста его популярности состояла в том, что он открывал перспективу спасения для каждого и тем самым утверждал самоценность отдельной личности, в то время как конфуцианство рассматривало человека исключительно в рамках семьи и государства.
Как мировая религия буддизм с его этикой равенства людей и всеобщего сострадания играл важную интегрирующую роль в обществе. Удовлетворяя потребности людей в стабильных формах жизни и психологического комфорта, играя роль иллюзионного компенсатора, китайский буддизм вместе с тем объективно способствовал сохранению существующего общественного строя, утверждению его устоев.
Усилению позиций буддизма во многом благоприятствовала общая историческая обстановка III—VI вв. с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. Стены монастыря давали реальную защиту от постоянных смут, здесь совершались погребальные церемонии, поминания душ павших воинов, обещалось спасение всем страждущим. Но более всего монастыри привлекали возможностью освободиться от налогов и притеснений властей, притягивая к себе и обездоленных крестьян, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения.
В III—IV вв. вокруг столичных центров Лояна и Чанъаня действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.
Новая религия быстро приспособилась к обстановке, впитала местную обрядность, признала культ предков и другие народные культы, включила в пантеон святых древних китайских мудрецов и мифических героев.
Буддизм подвергся значительной китаизации и воспринимался первоначально как одна из сект даосизма. Так, уже в IV в. китайские буддисты пытались доказать, что Будда — это воплощение принципа дао. В целом даосизм, обеспечивавший преемственность культурного самосознания китайцев, способствовал усвоению иностранных учений, выполнял роль посредника между буддизмом и народными верованиями. Недаром сначала для толкования важнейших индо-буддийских понятий использовались знакомые китайцам термины религиозного даосизма, и лишь позднее, в V в., перешли к транскрипции буддийских терминов.
В условиях неприязненного отношения к буддизму как иноземному учению широко распространилась апологическая литература. Умело доказывалось полное совпадение буддийской морали и нравственного идеала китайской традиции и даже находилось объяснение необходимости ухода от мира, немыслимого с точки зрения конфуцианской морали.
Аннотация
Работа посвящена начальному периоду в истории Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и приложения. Глава первая – «Готовность Красной армии к войне» - на основании новых источников и публикаций характеризует период, непосредственно предшествующий началу войны. Глава вторая - «Первый период ...
Удельный период в истории России (XII–XVI вв.)
Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. – около 50, то в XIV в.-примерно 250.
Хазарский каганат – тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижн ...
Культурно-воспитательная работа среди заключенных
Проводимая в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда.
Трудовым соревнованием в данное время охвачено 95% работающих заключенных. Число отказчиков от работы по сравнению с 1940 годом сократилось ...