Уже после пленения, Шамиль в частных беседах высказывал свою тактику борьбы с непослушниками законов имамата: " .Правду сказать употреблял против горцев жестокие меры, много людей убито по моему приказанию Бил я и шатойцев, и андийцев, и тадбургинцев, и их бил не за преданность русским (вы знаете, что они никогда ее не выказывали), а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям. Правду ли я говорю, вы можете убедиться теперь сами, потому что и вы их будете теперь бить за все ту же склонность, которую трудно оставить". Насколько Шамиль был прав, подтвердило время.
Чеченский народ интересен тем, что он очень любит почести, звания, награды. Это и использовало по окончании Кавказской войны Русское правительство: в Чечне была проведена земельная реформа, при этом местные князья и дворяне получили земли, "пожалованные" в частную собственность, а знать причислили к российскому дворянству, имея право на военной службе в гвардии.
Таким образом, можно утверждать, что причинами кавказской войны 1817-1864гг. стали:
1. Не желание подчиняться воле русского царя, ввиду свободолюбивого (горского) менталитета чеченцев.
2. Склонности горцев к разбойническому образу жизни, к работорговле, к набегам на соседние территории и пополнением за счет этого своего состояния.
3. Не возможность со стороны России претерпевания разбойничьих набегов, желание России покорения всего Кавказа.
4. Подстрекание Турцией и Ираном межэтнических, межрелигиозных противоречий, выделения необходимых для этого денежных и других материальных средств.
5. Религия (исламское учение мюридизма), призывающее к войне с неверными.
Административное устройство и социальная лестница империи
Аппарат власти, стремясь сохранить объем налоговых поступлений, за счет которых он существовал, незаконно увеличивал поборы с тех, кто мог еще что-то дать. Результатом становилось разорение все большего числа земледельцев и углубление кризиса в сферах экономики (упадок хозяйства, гибель беднейших крестьянских дворов), социальных отношен ...
«Красные пики»
В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила ломка традиционных отношений, жизн ...
От самого либерального цензурного указа к самому
жёсткому.
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.
А. С. Пушкин[3]
Цензурн ...