Сложность чеченской проблемы, вся ее глубина и острота, в первую очередь, вызваны особенностями исторического прошлого чеченского народа.
Чеченцы - древний кавказский народ с твердо устоявшимися родовыми традициями. Эти родовые традиции или как их еще называют тейповыми, это отношения основанные на началах кровной мести и семейно-кланового единства.
Основой хозяйствования у чеченцев было скотоводство и земледелие. В раннем средневековье большинство равнинных районов Чечни входили в раннефеодальное государство Аланию, в горах же обитали племена нохчи - прямые предки чеченцев и ингушей. Только в начале XVIII века за племенем нохчи утвердилось название "чеченцы" (от аула Чечен). ранее чеченцы и ингуши составляли вайнахский народ и этому народу, как и русскому тоже досталось от тех же опустошительных набегов монголо-татар, а в конце XIV века на территорию Чечни вторглись войска Тимура, где-то в это же время в Чечню из Грузии стало проникать христианство, а с XVI века стал распространяться ислам, пришедший из Дагестана.
По просьбе кабардинских князей в ряде местностей, относящихся к их владениям, а именно местностей равнинных, на склонах Терского хребта и вдоль Терека стали расселяться русские казаки, которые к середине XVI века образовали там самостоятельные поселения. И шаг этот был принят кабардинскими князьями не напрасно, они видели в России защитника, за спиной которого можно укрыться от набегов со стороны крымских татар и турок, т.е. со времен Ивана Грозного эти земли вошли в русское подданство. В 1559г. на реке Сунже бала построена первая русская крепость Тарки, а русские войска неоднократно проводили боевые операции по защите Северного Кавказа от нашествий со стороны турецкого султана и крымского хана. То есть можно считать к этому периоду времени, времени заселения Чечни казаками и возведения крепостей, никаких противоречий не было, никакой национально-освободительной войны и не предвиделось, наоборот начинали складываться между чеченцами и ингушами, особенно проживающими на равнинных землях, культурные и экономические связи с Россией. Многие даже стали переселяться из горных районов на равнинные, все переселенцы становились гражданами России.
И только лишь к 1775г. начался подъем национально-освободительной борьбы на Северном Кавказе, вызванный желанием чеченцев, кабардинцев, дагестанцев на образование своего, государственного устройства, на что русский царь не мог дать добро. Возглавил это сопротивление чеченец Ушурма, получивший впоследствии титул шейха Мансура. Вооруженное сопротивление русским войскам оказывалось лишь в горной части Чечни и это сопротивление осуществлялось при активной поддержке Османской империи, уже тогда имеющей в этом регионе свои далеко идущие планы. Но это противостояние было не долгим и не масштабным. В 1781 году чеченские старейшины добровольно приняли подданство России, а к началу XIX века почти на всей территории Чечни была мирная жизнь.
Из истории известно, что Кавказская война началась в 1817 году и продлилась почти пятьдесят лет (1817-1864гг.)." Кавказская война 1817-1864гг., военные действия русских войск на Кавказе, связанные с присоединением территории Чечни, Горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России и ее борьбой против турецкой и иранской экспансии в этом регионе. После перехода в русское подданство Грузии (1801-1810) и Азербайджана (1803-1813) присоединение земель, отделявших их от России, стало важнейшей военно-политической задачей русского правительства. На первом этапе Кавказская война совпала с русско-иранской 1826-1828гг. и русско-турецкой 1828-1829гг. войнами, что потребовало отвлечения основных сил русских войск для борьбы с Ираном и Турцией. Следующий этап Кавказской войны связан с расширением ее размаха из-за возникшего в Чечне и Дагестане движения горцев под флагом газавата (так называемый "Джихад" - это слово арабского происхождения, буквально означает - старание, усилие рвение), борьба с полной отдачей сил за веру и торжество ислама, одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX веков
На рубеже XIX—ХХ веков движущими силами цивилизационного процесса постепенно становятся революционизм, национализм, индустриализм, проявление которых в России имело некоторые особенности. Меняется и само содержание понятия «цивилизация». Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, наук ...
Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующ ...
Общее положение СССР в предвоенные годы
Курс на строительство социализма в одной стране и свертывание нэповских начал. Социально-психологические предпосылки "великого перелома". Принятие пятилетнего плана развития народного хозяйства V съездом Советов (май 1929). Первая советская пятилетка (1928-1932): проект и реальность. Форсированная индустриализация: источники, ...