Начиная с выступлений во времена первой русской революции и кончая последними работами о кооперации, В.И.Ленин делал упор на примат этой идеи. Вслед за К.Каутским, Ленин уже в 1905 г. утверждал, что «социалистическое общество есть одно большое потребительное общество с планомерно организованным производством для потребления». В 1918 г. вождь советской власти повторил прежнее положение: «Социалистическое общество есть один большой кооператив».* И, наконец, в начале 1923 г. Ленин окончательно сформулировал собственное представление об организационных формах социалистического общества: «Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма»." НЭП, по ленинскому замыслу, должен осуществляться не только через кооперацию, но И максимально способствовать ее развитию и превращению во всеобщую форму социальной организации населения. В этом отношении, как отмечал В.Данилов, важно, чго для Ленина само назначение НЭПа в конечном счете сводилось к кооперированию всего населения Советской России.* Это подтверждает высказывание Ленина о соотношении НЭПа и кооперации: «Не кооперацию надо приспособлять к НЭПу. а НЭП к кооперации».'
Таким образом, основная идея, изложенная я последних ста
Ленина, оказалась не «скачком» я эволюции его взглядов на ^'пераиию. а итоговой попыткой систематизированного выра-К ия давно вынашиваемой им концепции - «всеобщей кооперативной системы», объединяющей все население в единую коопера-
_ в условиях новой экономической политики.
Интересно и важно отметить, что Ленин, подчеркивая значение культурной революции, культурной работы для крестьянства при строительстве социализма, отождествлял рост кооперации с ростом социализма. По логике Ленина, главная задача Советской власти состояла в «полном кооперировании» населения, а это «поднос кооперирование» было невозможно без глобальной культурной революции. Говоря о «коренной перемене всей точки зрения . ш социализм», в указанных статьях Ленин утверждал, что.кооперация получает у нас, благодаря особенности нашего государственного строя, совершенно.исключительное значенг (подчеркнуто мною - К.Ч.] .Кооперация в наших условиях сплошь да рядом совершенно совпадает с социализмом».
Отсюда ясно, что концепция кооперации в конечном итоге была принята Лениным как концепция особой общественной системы, которая должна быть реализована в будущем социалистическом обществе. В этой связи примечателен тот факт, что Ленин, неоднократно употребляя выражение «производственно-потребительные коммуны», в которые должно быть ор1аннзовано все население, считал, что «социалистическое государство может возникнуть лишь как сеть» этих коммун. Революционно-романтическая идея Ленина о будущем устройстве общества, особенно углубившаяся во времена «военного коммунизма», несомненно была связана ассоциациями с Парижской коммуной. В 1918 г. Ленин пи-«л: «Каждая фабрика, каждая деревня является производительно-Потрсбитсльской коммуной, имеющей право и обязанной по-свосму применять обшис советские узаконения, по-своему решать проблему учета производства и распределения продуктов».'
С приходом НЭПа эти мечты Ленина уступили место более Реалистическому замыслу, исходящему из учета реальной расста-и°вки сил в стране и объективной опенки культурного уровня ^°''ь|цсй части населения миллионное мелких крестьян. Этот замысел, как мы заметили выше, отразился а последних работах J)e нина о кооперации, которые в дальнейшем послужили кдеологц. ческим плацдармом для «последнего (по определению нынешних советологов) большевика» - Н.И.Бухарина - в середине-конце 1920-х гг.
Известно, что в ходе Октябрьской революции и во времена гражданской войны Н.И.Бухарин выступал как представитель крайнего левого крыла большевистской партии. В этой связи его работа «Экономика переходного периода» (1920 г.) расценивалась как апология политики «военного коммунизма».
Русско-турецкие войны
Ру́сско-туре́цкие во́йны
(тур. Osmanlı-Rus Savaşları) - ряд военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII-XIX веках (случаев формального объявления войны без реальных военных действий значительно больше).
Войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказо ...
Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).
Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу ...
Вторая половина XVIII века
Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.
В 1775 году в Р ...