Начиная с выступлений во времена первой русской революции и кончая последними работами о кооперации, В.И.Ленин делал упор на примат этой идеи. Вслед за К.Каутским, Ленин уже в 1905 г. утверждал, что «социалистическое общество есть одно большое потребительное общество с планомерно организованным производством для потребления». В 1918 г. вождь советской власти повторил прежнее положение: «Социалистическое общество есть один большой кооператив».* И, наконец, в начале 1923 г. Ленин окончательно сформулировал собственное представление об организационных формах социалистического общества: «Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма»." НЭП, по ленинскому замыслу, должен осуществляться не только через кооперацию, но И максимально способствовать ее развитию и превращению во всеобщую форму социальной организации населения. В этом отношении, как отмечал В.Данилов, важно, чго для Ленина само назначение НЭПа в конечном счете сводилось к кооперированию всего населения Советской России.* Это подтверждает высказывание Ленина о соотношении НЭПа и кооперации: «Не кооперацию надо приспособлять к НЭПу. а НЭП к кооперации».'
Таким образом, основная идея, изложенная я последних ста
Ленина, оказалась не «скачком» я эволюции его взглядов на ^'пераиию. а итоговой попыткой систематизированного выра-К ия давно вынашиваемой им концепции - «всеобщей кооперативной системы», объединяющей все население в единую коопера-
_ в условиях новой экономической политики.
Интересно и важно отметить, что Ленин, подчеркивая значение культурной революции, культурной работы для крестьянства при строительстве социализма, отождествлял рост кооперации с ростом социализма. По логике Ленина, главная задача Советской власти состояла в «полном кооперировании» населения, а это «поднос кооперирование» было невозможно без глобальной культурной революции. Говоря о «коренной перемене всей точки зрения . ш социализм», в указанных статьях Ленин утверждал, что.кооперация получает у нас, благодаря особенности нашего государственного строя, совершенно.исключительное значенг (подчеркнуто мною - К.Ч.] .Кооперация в наших условиях сплошь да рядом совершенно совпадает с социализмом».
Отсюда ясно, что концепция кооперации в конечном итоге была принята Лениным как концепция особой общественной системы, которая должна быть реализована в будущем социалистическом обществе. В этой связи примечателен тот факт, что Ленин, неоднократно употребляя выражение «производственно-потребительные коммуны», в которые должно быть ор1аннзовано все население, считал, что «социалистическое государство может возникнуть лишь как сеть» этих коммун. Революционно-романтическая идея Ленина о будущем устройстве общества, особенно углубившаяся во времена «военного коммунизма», несомненно была связана ассоциациями с Парижской коммуной. В 1918 г. Ленин пи-«л: «Каждая фабрика, каждая деревня является производительно-Потрсбитсльской коммуной, имеющей право и обязанной по-свосму применять обшис советские узаконения, по-своему решать проблему учета производства и распределения продуктов».'
С приходом НЭПа эти мечты Ленина уступили место более Реалистическому замыслу, исходящему из учета реальной расста-и°вки сил в стране и объективной опенки культурного уровня ^°''ь|цсй части населения миллионное мелких крестьян. Этот замысел, как мы заметили выше, отразился а последних работах J)e нина о кооперации, которые в дальнейшем послужили кдеологц. ческим плацдармом для «последнего (по определению нынешних советологов) большевика» - Н.И.Бухарина - в середине-конце 1920-х гг.
Известно, что в ходе Октябрьской революции и во времена гражданской войны Н.И.Бухарин выступал как представитель крайнего левого крыла большевистской партии. В этой связи его работа «Экономика переходного периода» (1920 г.) расценивалась как апология политики «военного коммунизма».
Ораторское искусство Греции
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи мате ...
Оценки развития СССР в середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной ...
Восстановление республики
Сентябрьская революция 1870 г. Поражение Франции в решающем сражении под Седаном определило судьбу наполеоновской монархии. Когда весть об этом разгроме дошла до Парижа (сентябрь 1870 г.), там вспыхнуло народное восстание. Правительство не оказало действенного сопротивления, и власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеон ...