Интересная история

Система управления
Страница 2

История » Древний Египет » Система управления

В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным - то место, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили в учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положение замужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четких понятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя, сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялось как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее - Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением, самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпоху сооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников. Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились не для живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, ее радости находились в потустороннем мире . Не исключено, что пирамиды должны были внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие власти фараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница в одном: боги - те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычных людей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон после смерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью. Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую же пищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужно было живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду, голод и забвение.

Огромные траты на пирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть. Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона (2160-2134 гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всю страну под единой властью. Среднее царство существовало примерно с 2050 по 1700 г. до н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью, цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколько месяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы - гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон Яхмос 1 изгнал гиксосов, с его именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетской державы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.
Особое место в этом процессе занимала личность М.М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку «Введения к уложению государственных законов», предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодат ...

Правление Николая I.
С первых же месяцев царствования император Николай поставил на очередь вопрос о реформах. Настроение при дворе резко изменилось по сравнению с последними годами Александрова царствования. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его, но и в мероприятиях. Работая в течение нескольких лет, специально созда ...

«Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в.
На рубеже XVI и XVII веков наше Отечество переживало глубокий социально-экономический и морально-политический кризис. Опрични-на, двадцатипятилетняя неудачная Ливонская война (1558–1583 гг.), неурожаи и эпидемии – всё это вызвало разорение зна – чительной части страны. В 1601–1603 гг. Россия пережила страшный голод. Многие умерли голодн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru