Интересная история

Этапы становления современного российского парламентаризма
Страница 1

История » Формирование многопартийности в России » Этапы становления современного российского парламентаризма

С самого начала своего возникновения идеология парламентаризма в России испытывает две усиливающихся крайности. Одна из них - выраженная еще П.А. Столыпиным намерение в идеале свести роль Государственной Думы к функциям "говорильни": органа общественно полезного, но имеющего лишь косвенное отношение к реальному законотворчеству. Другая крайность - стремление навязать обществу видение парламента как главного, если не исключительного властного центра, источника и средоточия всех других государственных властей.

Опыт российского парламентаризма свидетельствует о том, что критические напряжения в системе начинали нарастать при обострении соперничества между исполнительной и законодательной ветвями власти, побуждая исполнительную власть к ограничению или прекращению полномочий представительства. Так было в начале XX в., так случилось и в его конце.

Формально процесс институциализации российского парламентаризма в своем развитии на данный момент прошел четыре основных этапа:

1) двухлетний "переходный" парламент с 12 декабря 1993 г. по декабрь 1995 г., включивший избрание депутатов в Совет Федерации и Государственную Думы;

2) избрание 17 декабря 1995 г. на четырехлетний период депутатов Государственной Думы и делегирование в Совет Федерации субъектами федерации руководителей от исполнительного и законодательного органов государственной власти;

3) избрание 19 декабря 1999 г. Государственной Думы третьего созыва и изменение конституционного статуса Совета Федерации согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"[34], где отражен новый порядок формирования палаты из представителей субъектов федерации, избранных их законодательными органами или назначенных руководителями исполнительной власти субъектов. Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органов в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

4) наконец, избрание очередного состава Государственной Думы 7 декабря 2003 г. Данное событие, с одной стороны, указывает на появление некоторой устойчивой конституционной традиции, связанной с формированием нижней палаты парламента, а с другой определяет достаточно неустойчивое положение Совета Федерации в данной конституционной схеме, так как к моменту формирования нового состава Государственной Думы так и не был однозначно определен порядок формирования палаты федерации.

Отметим, что современный российский политический процесс не ориентирован на неукоснительное соблюдение политических традиций, что в полной мере отражают политические реформы 2004 г. Изменение порядка формирования Государственной Думы - переход к пропорциональной системе, выборов - не может не сказаться на состоянии политической системы.

С политологической точки зрения, периодизацию становления парламентаризма в России необходимо детализировать. При выделении этапов критерием должна служить степень реализации принципа разделения властей и распределения полномочий между законодательной и исполнительной властями. Анализ процесса становления парламентаризма как политического института в рамках системы разделения властей позволяет выделить следующие этапы:

1-й этап - 1989-1993 гг. Это время относительно свободного формирования союзного и республиканских законодательных органов и, как следствие, выявления их оппозиционного по отношению к прошлой власти потенциала. В дальнейшем происходит усиление позиций представительных структур, а затем начинается постепенное перерастание отношений российского парламентаризма в конфликтные с исполнительной властью. Кризис их отношений ведет к использованию исполнительными структурами силовых методов против политических конкурентов и поражением выстраиваемой Верховным Советом вертикали власти. Парламент утрачивает значительную часть своего политического влияния, лишается распорядительных функций и становится по преимуществу законодательным органом;

2-й этап - осень 1993-1997 гг. Это время постепенного усиления политического влияния исполнительной власти и главное - конституционного закрепления ее прерогатив. Общий политический фон данного этапа отношений с представительными структурами составляют ограничения политического пространства для оппозиции, нарастание бюрократизации власти, формирование корпоративно-олигархических структур и механизмов правления. В то же время многие, в том числе и высшие представители той или другой ветвей власти постепенно встраиваются в активно формирующуюся клановую систему государственной власти и управления;

Страницы: 1 2 3 4

Приложения
Енисейская губерния 1851 Красноярский край 1999 Красноярск 1804 Красноярск 1851 Красноярск 1994 Красноярск 2004 Ачинск 1785 Ачинск 1982 Ачинский район 2004 Березовский район 2003 Бородино 1991 Емельяновский район 2004 Енисейск 1804 Енисейск 1998 Железногорск 2002 Заозерный 2001 Зеленогорск 2003 Игарка 1977 Игарка 2003 ...

Внешнеполитические инициативы царя
Русское правительство в декабре 1898 г. разработало ноту, основанную на опыте последних месяцев и сводившую общие предложения ноты 12 августа к нескольким конкретным пунктам. «Несмотря на проявившееся стремление общественного мнения в пользу всеобщаго умиротворения, — говорилось в этой ноте, — политическое положение значительно изменил ...

Судебное устройство
Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены. Судебная процедура ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru