Интересная история

Этапы становления современного российского парламентаризма
Страница 3

История » Формирование многопартийности в России » Этапы становления современного российского парламентаризма

Созданная после октябрьских событий 1993 г. Конституция содержит немалые предпосылки для режима бесконтрольной личной власти. В первую очередь это касается ограничений прав парламента в вопросах формирования исполнительной власти и контроля за ее действиями. Если Федеральное Собрание трижды отклоняет кандидатуры главы правительства, предложенные Президентом, последнему предоставлено право распустить парламент. Не мене многозначительна была оставляемая Конституцией неопределенность во взаимоотношениях Президента и Правительства. Эта неопределенность была истолкована в духе режима личной власти. Указ № 66 (январь 1994 г) передает в Непосредственное ведение Президента все силовые министерства; наблюдается тенденция дублировать и другие важнейшие министерства лично подведомственными Президенту службами. Это не только позволяет вывести соответствующие государственные функции из-под парламентского контроля, но и лишает общество надежды даже на тот ограниченный плюрализм, который связан с нюансами в позициях отдельных групп правящей элиты.

В современной России парламент - это "котел", в котором, согласно определению М. Краснова, происходит переплавка разных интересов в общий интерес, и он оформляется в законе. Этот процесс не может срабатывать должным образом1. Думается, во многом потому, что не все необходимые интересы общества попадают в "котел", некоторые оказываются там в явном переборе, а в результате продукт (закон) получается некачественным.

Не лучше обстоит дело и с иными компонентами представительности нынешнего российского парламента, он уже в силу того, кто в нем представлен, не типичен для российского общества и не олицетворяет его в миниатюре. Соответственно, если парламент России и является символом, то лишь для определенной части общества.

Одна из важнейших особенностей российского парламентаризма состоит в том, что он имеет специфические, не аналогичные западноевропейскому парламентаризму, социальные основания. Процессу формирования базовых для парламентаризма элементов и либеральных ценностей, который на Западе происходил постепенно, столетиями, у нас отведен короткий срок, отягченный тяжелой социально-экономической ситуацией и естественным в такой ситуации нежеланием большинства населения следовать данным ценностям. В процессе становления института парламентаризма, не игнорируя западноевропейский опыт, необходимо учитывать специфику исторического развития России, сложившийся менталитет народа, его представления о демократии, социальной справедливости, ценностные ориентации. При этом необходимо исходить из того, что идеальных, универсальных моделей парламентаризма не существует, следовательно, необходимо искать синтез общемирового опыта и собственных традиций.

История развития российского парламентаризма складывалась таким образом, что в ней практически не прослеживаются признаки преемственности. Все явления вырастает из предшествующих и трансформируются в будущие формы, и такая связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Однако в силу специфики развития российской государственности очевидным является тот факт, что Россия в строительстве парламентаризма запоздала и сегодня она вынуждена выполнять роль догоняющего, где развитие может осуществляться плавно или скачками, при этом не исключая возможность возврата к утраченным институтам народного представительства или полного разрыва с прошлым, или прекращения дальнейшего развития парламентаризма.

Главная трудность современного российского парламентаризма состоит в необходимости развития и реализации на практике ведущих элементов парламентаризма, их встраивания в политическую систему, систему социальных отношений. Причем все это должно происходить, и происходит в очень короткий срок на фоне огромного количества разнообразных конфликтов. По сравнению с советской политической действительностью, принципиально иными стали содержание политических отношений, структура ценностей и сама ткань социальной жизни, ее нормативно-правовое и нравственное регулирование. Развитию парламентаризма также препятствует не всегда конструктивное соперничество между президентскими структурами, правительством и палатами парламента, отсутствие в стране прочных традиций парламентаризма, недостаточность конституционных полномочий парламента, неразвитость политических партий и движений.

Страницы: 1 2 3 4

Причины уничтожения кадровой Красной Армии
Чтобы как-то объяснить причины уничтожения кадровой Красной Армии в 1941 году, была придумана дюжина самых «уважительных причин». Например, немцы напали вероломно и неожиданно. А мы к такой подлости были не готовы, вот нас и побили. К тому же Вермахт за два года осуществил агрессию против девяти европейских стран, Красная Армия — всег ...

Начало войны и первые результаты
Г.К. Жуков вместе с наркомом генерал-лейтенантом Н.В. Ватутиным убеждают Сталина привести войска в боевую готовность после показаний перебежчика немецкого фельдфебеля, предупредившего советское командование, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется утром 22 июня. На участке Владимир-Волынского пог ...

Все смешалось в Средиземноморье
Христианский мир больше терпеть такое положение не мог. Карл V срочно собрал огромный — более 600 кораблей — флот в Барселоне под командованием генуэзца Андреа Дориа, самого значительного адмирала той эпохи. В мае 1535 года флот отбыл в Тунис. Войска состояли из итальянцев, немцев и испанцев, по дороге к ним присоединились рыцари ордена ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru