Интересная история

Заключение
Страница 3

Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался, терпел алманные набеги степняков и мелкие укусы Еваги и Басандая. Рызумны посулы царя Бориса, да не всегда они оборачиваются разумным делом. Вот уж и чаты, и барабинцы поверили им, вошли в русское подданство. Ну что ж, каждый своим умыслием живет. Главное, не торопиться, не пускать хвост впереди глаз.

В 1602 году кызылы[22] и темерчинцы сообщили Тояну, что русские поставили деревянную крепость на берегу Кети. Сильны они, выносливы, ясак требуют терпимый, зашли на многие земли и речки вокруг, скоро к Томи поднимутся. Не лучше ль хорошая дружба, чем плохой мир?

И Тоян решился. Прогадал или не прогадал, будущее покажет. Если верить обещаниям Годунова – не прогадал…

…Долог зимний путь. Поскакал по нему Тоян с царскими поминками[23], да не как-нибудь, а в крытых санях с царской свитой. Впереди – посыльный с дорожными грамотами от Годунова. Главная из них писана в Сургут воеводе Головину – чтобы встретил путника любезно; напоил и накормил как дорогого гостя, про государевы милости, дарованные томским татарам, напомнил и здесь, на сибирской земле, привел бы его к шерсти[24] на верность русскому государству. Далее из грамоты следовало, что не только встретить, но и проводить Тояна надобно хорошо, а главное, отрядить с ним «служилых людей сколь будет человек пригож, смотря тамошнему делу…что б им тех мест где поставить город и пашенных мест и всяких угодий…размотрети всякими обычаи и где на то городовое дело имати лес…и на которой реке, и сколь велика река, и сколько пашенных мест, и какова земля, что никаких угодий».

В точности исполнил Головин распоряжение, составленное «на Москве…генваря в 20 день»: угостил князька «чем сумел», неспешно расспросил о Москве, о дороге, потом вывел на люди – для присяги. Стали в караул подле разостланной на снегу медвежьей шкуры три служилых человека, выждали, пока падет на нее коленями Тоян, пока стихнет все вокруг, изготовясь к обряду.

Воевода дал отмашку, и сразу же первый из казаков поднял над непокрытой головой князька обнаженную саблю с вздетым на острие посоленным хлебушком, второй с выражением зачел начальные строки клятвенной записи, а третий тут же эти строки перетолмачил князьку: «Аз, Тояш Эушта, даю шерсть государю своему…»

Тоян подхватил запев, потом долго вычитывал нескончаемую «титлу»: «всея Руси самодержцу, Владимирскому, Московскому, Новгородскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому, государю Псковскому и великому князю Смоленскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных, государю и великому князь Нова-города, Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Половецкому, Ростовскому, Ярославскому, Белозерскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северные повелителю и государю Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств государю и обладателю, по своей басурманской вере, на том, что быть мне, Тояну, под его государевой высокой рукою…»

День выдался морозный, белый, но разгоряченный присягой Тоян не почувствовал холода. Вслед за переводчиком он все возвышал срывающийся голос: « А буде мы, эуштинские люди и я, Тоян, не учнем великому государю служить и прямить и во всем добра хотети…а нам бы, за нашу неправду, с женами и детьми и со всеми своими людьми помереть голодной смертью…и чтоб нас, за нашу неправду, государская хлеб и соль по воде и по земле не носила…»

Повторив затворные слова шертоприводной записи, Тоян снял с сабли посоленный хлеб, несколько раз надкусил его, приложил руки к сердцу, потом воздел их вверх и от себя добавил: «А не сохраню слово, ссеки мою голову эта острая сабля».

«Аминь!» – заключил второй казак и поднес Тояну запись – рукоприложиться. Князек с достоинством нарисовал, где просили, родовое клеймо и, надев меховую шапку, пошел следом за Головиным в воеводские хоромы – к праздничному столу. Им еще предстояло договориться о делах текущих и будущих.

Недолго задержался Тоян в Сургуте, Головин поспешил отправить его с разведкой в Томскую вершину – пусть время не ждет.

Приветливо вышли навстречу главе своего племени и его спутникам эуштинцы, разложили на снегу костры, начали сносить в гостевые юрты мороженную ягоды, белую рыбу, тушки белок и таежной птицы, лосятину, медвежатину, отборные кедровые орехи, сварили похлебку из сухих луковиц сараны, завели песни, готовясь к пляскам, украсили себя причудливыми наголовниками[25].

С любопытством разглядывали томских татар сургутские служилые люди: народ на вид вроде бы памятный – мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Одеты в нагольные шубы шерстью внутрь, в катаную обувку под вид бескаблушных сапог; рукогрейки теплые, штаны ровдужные[26]. Те эуштинцы, что побогаче, ходят наособицу. Их сразу отличишь - и по разговору, и по наряду. Шубы на них лисьи или бобровые, с опушкой из выдры и других ценных мехов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru