Интересная история

Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский.
Страница 7

История » Жизнь Петра I » Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский.

Все попытки Сената организовать над губерниями такой же контроль, какой над приказами имела учрежденная в 1701 г. "Ближняя канцелярия", кончились совершенной неудачей. Безответственность губернаторов являлась необходимым последствием того, что правительство само постоянно нарушало установленные в 1710 - 1712 годах порядки губернского хозяйства, брало у губернатора деньги не на те цели, на которые он должен был платить их по бюджету, свободно распоряжалось наличными губернскими суммами и требовало от губернаторов все новых и новых "приборов", то есть увеличения дохода, хотя бы ценой угнетения населения. Основная причина всех этих нарушений заведенного порядка была та, что бюджет 1710 г. фиксировал цифры необходимых расходов, в действительности же, они продолжали расти и не умещались более в рамках бюджета. Рост армии теперь, правда, несколько приостановился; за то быстро увеличивались расходы на балтийский флот, на постройки в новой столице (куда правительство в 1714 г. окончательно перенесло свою резиденцию), на оборону южной границы. Приходилось опять изыскивать новые, сверхбюджетные ресурсы.

Назначать новые прямые налоги было почти бесполезно, так как и старые платились все хуже и хуже, по мере обеднения населения. Перечеканка монеты, казенные монополии также не могли дать больше того, что уже дали. На смену губернской системе возникает сам собой вопрос о восстановлении центральных учреждений; хаос старых и новых налогов: "окладных", "повсегодных" и "запросных" вызывает необходимость консолидации прямой подати; безуспешное взыскание налогов по фиктивным цифрам 1678 г. приводит к вопросу о новой переписи и об изменении податной единицы; наконец, злоупотребление системой казенных монополий выдвигает вопрос о пользе для государства свободной торговли и промышленности. Реформа вступает в свой третий и последний фазис: до 1710 г. она сводилась к накоплению случайных распоряжений, продиктованных потребностью минуты; в 1708 - 1712 годах были сделаны попытки привести эти распоряжения в некоторую чисто внешнюю, механическую связь; теперь возникает сознательное, систематическое стремление воздвигнуть на теоретических основаниях вполне новую государственную постройку.

Вопрос, в какой степени сам Петр лично участвовал в реформах последнего периода, остается до сих пор еще спорным. Архивное изучение истории Петра обнаружило в последнее время целую массу "доношений" и проектов, в которых обсуждалось почти все содержание правительственных мероприятий Петра. В этих докладах, представленных русскими и особенно иностранными советниками Петра, добровольно или по прямому вызову правительства, положение дел в государстве и важнейшие меры, необходимые для его улучшения, рассмотрены очень обстоятельно, хотя и не всегда на основании достаточного знакомства с условиями русской действительности. Петр сам читал многие из этих проектов и брал из них все то, что прямо отвечало интересовавшим его в данную минуту вопросам - особенно вопросу об увеличении государственных доходов и о разработке природных богатств России.

Для решения более сложных государственных задач, например о торговой политике, финансовой и административной реформе, Петр не обладал необходимой подготовкой; его участие ограничивалось здесь постановкой вопроса, большей частью на основании словесных советов кого-либо из окружающих, и выработкой окончательной редакции закона; вся промежуточная работа - собирание материалов, разработка их и проектирование соответствующих мер - возлагалась на более сведущих лиц. В частности, по отношению к торговой политике, Петр сам "не раз жаловался, что из всех государственных дел для него ничего нет труднее коммерции и что он никогда не мог составить себе ясного понятия об этом деле во всей его связи" (Фокеродт ).

Однако государственная необходимость заставила его изменить прежнее направление русской торговой политики - и важную роль при этом сыграли советы знающих людей. Уже в 1711 - 1713 годах правительству был представлен ряд проектов, в которых доказывалось, что монополизация торговли и промышленности в руках казны вредит, в конце концов, самому фиску и что единственный способ увеличить казенные доходы от торговли - восстановление свободы торгово-промышленной деятельности. Около 1715 г. содержание проектов становится шире; в обсуждении вопросов принимают участие иностранцы, словесно и письменно внушающие царю и правительству идеи европейского меркантилизма - о необходимости для страны выгодного торгового баланса и о способе достигнуть его систематическим покровительством национальной промышленности и торговле, путем открытия фабрик и заводов, заключения торговых договоров и учреждения торговых консульств за границей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Формирование многопартийности в России. Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур
Институт многопартийности - один из важнейших признаков формирования в современной России гражданского общества и демократической системы. А политические партии как основа и важный компонент многопартийности, являются ключевым фактором укрепления демократической природы государства. Сегодня в мире не существует практически ни одной бесп ...

Приложение 1.
И. Тоидзе "Родина-мать зовет!" "I want you U.S army enlist now" ("Я хочу, чтобы ты поступил на военную службу сейчас") "Am Ende steht der Sieg" ("А в конце победа!") Приложение 2. Кукрыниксы "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" "Ein Volk, ein Reich, ein ...

Промышленность г. Уфы в 1917 – 1928 гг.
Ко времени октябрьской революции 1917 г. Уфа представляла собой обыкновенный относительно крупный провинциальный город. Основу ее промышленного производства составляла обрабатывающая промышленность. Которая работала на местном материале и осуществляла первичную обработку и изготовление полуфабрикатов из сырья. В остальном же многочисле ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru