Интересная история

Становление новой Российской государственности (1992–2000) [1]
Страница 9

История » История России » Становление новой Российской государственности (1992–2000) [1]

В области образования в результате сокращения финансирования начался процесс коммерциализации. Уже в конце 80-х годов отказались от обязательного среднего образования, но образование продолжало оставаться бесплатным и общедоступным. Однако в 90-е годы по мере сокращения финансирования началась дифференциация образования. Наиболее сильные школы стали преобразовываться в гимназии, лицеи с углубленным изучением некоторых дисциплин. Стали появляться профильные классы – математические, гуманитарные, естественные. Причем шло деление на обязательные (бесплатные) и дополнительные (платные) учебные предметы.

Такие же процессы шли и в сфере высшего образования. В государственных вузах были созданы коммерческие отделения, число студентов на них росло за счет сокращения бесплатного приема. Платной стала аспирантура. И в средней и в высшей школе активно формировался негосударственный (частный) сектор образования.

Ощутимый урон понесла фундаментальная наука: академическая, вузовская, отраслевая. В 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Отсутствие финансирования привело к свертыванию научно-технического потенциала НИИ и вузов. Ранее значительную часть финансирования научных исследований составляли договоры с предприятиями, заключаемые для решения тех или иных производственных вопросов. Теперь у большинства предприятий не было средств даже на зарплату. Не спасли положение и конкурсы на получение грантов на финансирование научных работ зарубежными фондами Сороса и Форда, они лишь «подкармливали» небольшую часть научных работников, в то же время выявлял, наиболее интересных исследователей, чьи разработки могли пригодиться на Западе.

В результате сокращения финансирования численность занятых в сфере науки за 1991–1996 гг. сократилась с 4,2% до 2,5%.Продолжалась «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за рубеж. По некоторым оценкам за годы реформ из России выехало свыше 125 тысяч научных работников. Многие научные учреждения были ликвидированы или свернули научную работу.

В области искусства переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре. Русские деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, выступали на крупнейших международных форумах. Широкую известность получил ансамбль «Виртуозы Москвы», кинофильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утоленные солнцем» (получивший в 1995 г. премию «Оскар»), С. Бодрова «Кавказский пленник» и др.

С другой стороны, русская культура еще со времен Петра I имела поддержку государства. С переходом к рыночным отношениям роль регулятора творческого процесса переходит к потребителю художественных ценностей – зрителю, читателю, слушателю. Это ведет к коммерциализации искусства, к ориентации его, на массового потребителя. Сокращение государственного финансирования в крайне бедственное положение поставило музеи, театры, библиотеки, в том числе составляющие общенациональную гордость Эрмитаж, Русский музей, Российскую национальную библиотеку и др. Резко упали тиражи литературных журналов. Шло резкое снижение художественного уровня произведений литературы и искусства – книжный рынок стал заполняться детективами, порнографией, слащавыми «дамскими романами». Телевидение делало ставку на многочисленные американские сериалы и разнообразные телешоу (лотереи, игры с призами и т. д.). За 90-е годы практически не появлялось новых имен в литературе, искусстве, не потому что не было талантов, а потому, что крайне трудно было пробиться – рынок оказался монополизирован, и для «раскрутки» новых «звезд» требовались огромные деньги.

В то же время государством тратились большие средства для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 800-летие Российского флота, 850-летие Москвы), имеющих идеологическое значение. Был восстановлен храм Христа Спасителя, уничтоженный в 30-е годы, в Москве создан целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З. Церетели (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, памятник Петру I и др.).

Теории изучения

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Результаты опритчины
Опричнина не изменила структуру феодального землевладения в России. Крупное землевладение благополучно пережило опричнину, изменился персональный, но не социальный состав земельных собственников. Опричный террор привел к укреплению власти самодержца и способствовал централизации государственного управления. Политика опричнины в целом о ...

Технология древнего кораблестроения
Технология строительства древних кораблей до сих пор остаётся предметом острой полемики. Камнем преткновения для исследователей является вопрос о системе корабельного набора (рёбер-шпангоутов, вертикальных стоек – пиллерсов, продольных связей – стрингеров и т. д.). Само наличие или отсутствие этих связей сомнений не вызывает. Шпангоуты, ...

Этапы развития государственности
Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода[1]: 1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода. 2. Архаический период (8-6 вв. до ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru