Теории изучения
Из правил многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
Литература
различных теорий
Учебная:
Верт Н.
История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная)
. Вернадский Г. В.
Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная).
История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
1. Монографии: Волкогонов Д.А. Сталин: Политический портрет. В 2-х т. М.,1992. (либеральная)
. Голод 1932-1933 годов. М.,1995 (либеральная).
Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная).
Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что с нами случилось в 30-30-е гг. М., 1989 (материалистическая)
. Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная).
Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная).
Роговин В. Сталинский неонэп. М.,1994 (либеральная)
. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М., 1992. (либеральная).
Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина, 1995. №1. (либеральная)
. Война с Финляндией // Родина, 1995. № 12. (либеральная).
Горинов М. Советская страна в конце 20-х-нач.30-х гг. // Вопросы истории. 1990. № 11. (либеральная
). Зеленин И. Революция «сверху» (о коллективизации с/х) // Вопросы истории 1994, №10. (либеральная)
. Шевяков А.А. Советско–германские экономические отношения 1939–1941 гг. // Вопросы истории. 1991, №4. (либеральная).
Понятия различных теорий
Понятия различных теорий – социалистическая система (материалистическое направление) и тоталитарный режим (либеральное направление) характеризуют одно и тоже с позиции своих предметов изучения.
Материалистическое направление
Диктатура пролетариата
Власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма.
Социализм
Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.
Тоталитаризм
Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры.
Модернизация
Тождественно понятиям прогрессивное развитие, цивилизованное развитие.
Государственный строй римской империи
Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам ...
«Отречение» Ивана Грозного
Вначале декабря 1564 г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV "посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них".[10] К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в крем ...
От самого либерального цензурного указа к самому
жёсткому.
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.
А. С. Пушкин[3]
Цензурн ...