Эпоха расцвета Османской империи — это период от воцарения Мехмеда II (1451) до конца правления Сулеймана Великолепного (1566). На протяжении ста лет турецкое владычество распространилось на всю балканскую Европу, на часть Центральной Европы, на арабский Ближний Восток и на Северную Африку, за исключением Марокко. Этот период отмечен также взлетом интеллектуальной мысли, развитием искусств и художественного творчества, в том числе возведением больших султанских мечетей. Главное состоит в том, что султан контролирует всю торговлю: от Индийского океана через Красное море или через Персидский залив торговые пути проходят через арабский мир, доходят до Средиземного моря, затем направляются в сторону столицы и Западной Европы, которая к тому времени еще не успела сделать из пути через Кейптаун серьезного конкурента; торговля обеспечивает империи колоссальные ресурсы, которые прибавляются к доходам, идущим от территориальных завоеваний.
Великим достижением того периода является взятие 29 мая 1453 г. Мехмедом II (отныне он Фатих, Завоеватель) Константинополя. Обладание этим городом дает султану последнее недостающее звено между Европой и Азией, и делает его наследником византийских императоров, а в религиозном отношении означает победу ислама над христианством. Султан приобретает огромный авторитет в мусульманском мире.
В начале XVI в. территориальное расширение Османской империи идет по трем направлениям:
на восток, где османские войска под предводительством Селима I Грозного (1512—1520) расправляются с персидскими Сефевидами на Чалдыранс-кой равнине (23 августа 1514 г.); восточная Анатолия и Азербайджан переходят в османское подданство;
на юг, где в результате стремительного военного похода османы покоряют мамлюкский султанат, который на протяжении двух веков господствовал в Египте, Сирии и на западе Аравии. Затем, используя новые владения, они распространяют свое владычество или контроль по разным направлениям: на запад, в Северной Африке до границ с Марокко; на юг, вдоль обоих берегов Красного моря в Африке и Аравии; на восток, в Индийском океане и, немного позднее, в Ираке, получая, таким образом, плацдарм в Персидском заливе. Отныне османские султаны властвуют над Меккой и Мединой, этими двумя священными городами, а также над арабскими странами, составлявшими сердце ислама; это поднимало их престиж, но и накладывало ответственность;
на запад: Сулейман I, прозванный на Западе Великолепным, вновь предпринимает войну в Европе.
Его войска овладевают Белградом (1521 г.), Родосом (1522 г.), затем венгерской Будой (1526 г.), но терпят поражение у Вены (сентябрь —октябрь 1529 г.). При Сулеймане Великолепном с 1520 по 1566 г. Османская империя достигает вершин своего могущества. Одновременно, с точки зрения развития искусств, науки и литературы, это — период блистательного расцвета османской цивилизации. И в этой культуре в высшей степени просматривается личное влияние монарха как мецената, покровителя, даже непосредственного вдохновителя.
Обряды, церемонии и действия римлян направленные на
предотвращение аномальных явлений
Кн.1. 31.(4) Римляне из-за этого знамения тоже устроили девятидневное общественное священнослуженье – то ли, как передают иные, вняв небесному гласу с Альбанской горы, то ли по совету гаруспиков; во всяком случае, и до сих пор всякий раз, как донесут о таком знамении, устанавливаются девять праздничных дней. Это были действия римлян, во ...
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский.
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина , обучение малолетнего Петра шло довольно медленно.
Предание заставляет трехлетнего ребенка рапорто ...
Деятельность патриарха Фотия. Патриарх Фотий как
учёный и богослов
Св. Фотий, вступив на патриарший престол, проявил огромную ревность в обращении народов «вплоть до пределов земли» (Деян. 1, 8). В «Окружном послании» 867 г. св. Фотия упоминается о просвещении армян, болгар и россов, а в «Славянских житиях св. братьев» центральное место посвящено миссии Кирилла и Мефодия хазарам и моравам. Данные сочин ...