Интересная история

 Россия в конце 1920-х–1930-е гг [1]
Страница 9

История » История России »  Россия в конце 1920-х–1930-е гг [1]

В широком смысле слова – эволюционные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе мирового прогресса.

В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

Объяснения исторических фактов в

различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Оценки состояния страны в 20 – 30-е годы

Всемирно-историческая теория

изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

(Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.)

Материалистическое направление

всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех,

счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый период отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструктивного периода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «переходного периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содержанием этого периода считалось построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. связывалось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалистической законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вызвала стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить периодом «незрелого», «казарменного» социализма.

В либеральном направлении

всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рассматривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность.

Влияние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской истории, начало периоду положил 1929 г., который под разными названиями – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский переворот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской политикой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным обществом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская модель тоталитарного общества.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вывод
Изучив указанные источники, полевые материалы, автор пришел к следующим выводам: Статуэтки - имели огромное значение для неолитического сообщества, являясь средством, передававшим формы и особенности неолитического мышления. Они должны были создавали определенную модель, с помощью которой люди видели других и самих себя. В тоже время, ...

Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В своей «Афинской политики» он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332–1406 гг.). Он утверждал, что решающее значение для развития общества ...

Государственный аппарат
Верховный орган Афин – Народное собрание (экклесия). Право участия в народном собрании имели все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения[9]. Народное собрание не только принимало законы, но решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выслушивало отчеты магистратов по о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru