Интересная история

Развитие промышленности БССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)
Страница 6

История » Развитие промышленности БССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)

В годы второй пятилетки наряду с освоением вступивших в строй промышленных предприятий осуществлялась большая программа нового строительства. Ударными объектами строительства в республике были объявлены Минская ТЭЦ, вторая очередь БелГРЭС, Оршанский льнокомбинат, Могилевский авторемонтный завод, торфозаводы «Большевик» и «Красное знамя», Быховский ацетоновый, Могилевский труболитейный заводы.

В информации ЦК КП(б)Б Центральному Комитету ВКП(б) сообщалось, что XV годовщину Великой революции рабочие и колхозники БССР встречают крупнейшей победой. 6 ноября 1933 г. — в срок, установленный правительством, — дал первую продукцию Гомельский стеклозавод. К 1935 г. здесь выросли сотни ударников. Завод был самым крупным и наиболее механизированным в Советском Союзе. Годовая мощность составляла 30 000 тонн стекла, или около 20 % всего количества стекла, выпускавшегося в то время всеми стеклозаводами Советского Союза [20, с.151].

В начале августа 1933 г. первый секретарь ЦК КП(б)Б Н.Ф. Гикало обратился к комсомольцам Минска с письмом о помощи строительству Минской ТЭЦ. В течение нескольких дней на строительной площадке появилось свыше 400 новичков. Они создали 21 молодежную бригаду и сумели обеспечить пуск электростанции к установленному сроку. 5 марта 1934 г. станция дала промышленный ток [7, с.402].

Бобруйский гидролизный завод должен был войти в строй к 1 января 1936 г., но парторганизация выдвинула лозунг — построить и освоить завод к 1 декабря 1935 г. На решение этой задачи были мобилизованы все силы партийной и комсомольской организации. По путевкам горкома ЛКСМБ 60 лучших комсомольцев пришли на стройку. Они выдвинули лозунг: «Завод строить по-ударному, так, как московские большевики строят метро» [23, с.163]. Строительство завода завершилось досрочно.

Такими же темпами велось строительство многих других промышленных предприятий и электростанций республики: Оршанского льнокомбината, Могилевского авторемонтного завода, Мозырской и Полоцкой электростанций. В целом за годы первой и второй пятилеток в Советской БССР было построено более 1000 больших и малых предприятий. В Могилевской области на берегах Сожа расположился крупнейший в стране Кричевский цементный завод. В Могилеве вошли в строй труболитейный и авторемонтный заводы, Быхове — ацетоновый, Орше — крупнейший в стране льнокомбинат, Новобелице - завод изоляционных плит и жирокомбинат. Начали давать ток новые электростанции: Минская ТЭЦ-2, Слуцкая, Мозырская, Полоцкая, Борисовская и другие [25, с. 275].

Коренной реконструкции подверглось свыше 80 крупных промышленных предприятий. Это особенно видно на примере металлообрабатывающей промышленности. В реконструкцию минского станкостроительного завода имени Кирова, стоимость производственных фондов которого в начале второй пятилетки равнялась одному миллиону рублей, было вложено 2,5 миллиона рублей. Завод «Двигатель революции», ранее специализировавшийся на ремонте оборудования, после реконструкции стал выпускать льнопрядильные машины и различные станки. Завод «Пролетарий» перешел на производство сложных металлорежущих станков и насосов.

Борьба рабочего класса республики за овладение новой техникой, дальнейшее развитие социалистического соревнования, рост числа рационализаторских и изобретательских предложений явились важными факторами, способствовавшими успешному освоению вновь вступивших в строй предприятий. Высокие темпы развития индустрии обеспечивали значительное увеличение ее удельного веса в общей валовой продукции народного хозяйства БССР. Промышленная продукция БССР обретала все более широкую известность. В Москву, Ленинград и другие города Советского Союза из БССР направлялись сложнейшие станки. В Узбекистане работали белорусские гидротурбины. Кричевский цемент использовался на строительстве и реконструкции почти всех промышленных предприятий БССР.

Стахановское движение охватило практически всю территорию СССР и БССР. В связи с переходом многих рабочих на стахановские методы работы партийные и массовые организации трудящихся усилили агитационно-массовую работу.

Центральный Комитет партии сразу же оценил великое значение стахановского движения в борьбе за высокую производительность труда. Ставилась задача сделать стахановское движение массовым. Партия внимательно следила за тем, чтобы оно не подменялось парадной шумихой, не сводилось к рекордам одиночек. Изо дня в день вся печать страны рассказывала об успехах новаторов. В автомобильной промышленности запевалой стахановского движения стал кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгин. 21 сентября на обувной фабрике «Скороход» в Ленинграде затяжник Н. Сметании более чем вдвое увеличил сменную выработку и тем самым положил начало стахановскому движению в обувной промышленности. Инициатором передовых методов труда на железнодорожном транспорте явился машинист П. Кривонос. Он стал водить товарные поезда на повышенных скоростях. В октябре 1935 г. ткачихи фабрики имени Ногина в городе Вичуге Мария и Евдокия Виноградовы стали зачинателями стахановских методов труда в текстильной промышленности [43, с. 267].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина
Промышленный подъем 90‑х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890–1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти ...

Распад империи Каролингов
Созданная в результате завоевания франками более слабых племен и народностей империя была непрочным государственным образованием и распалась вскоре после смерти ее основателя — Карла Великого. Причинами ее неизбежного распада явились отсутствие экономического и этнического единства и рост могущества крупных феодалов. Насильственное объе ...

Система управления
Древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люд ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru