В середине VI в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири сформировались две основные этнокультурные группы — тюрков-тюкю (тупо), создавших крупнейшее государство раннего средневековья в этой части мира — Первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле. Судя по сообщениям летописей, племена, кочевавшие здесь, по происхождению были связаны с племенными объединениями хунну и динлинов. Под общим названием "динлины" в летописях фигурируют как племена, сходные между собой по образу жизни, основанному на соединении кочевого скотоводства и охоты.
Некоторые современные ученые считают, что до династии Суй (598—618 гг.) термин "динлин" являлся общим названием именно для тюркоязычных племен, которое затем было заменено термином "чиле", превратившимся затем в "теле".
В первые века нашей эры по северную сторону пустыни Гоби кочевали племена гаогюй. Свое название они получили будто бы по бытовому признаку. Слово "гао-гю" ("као-кю") означало "высокие повозки". Именно такими повозками на высоких колесах со множеством спиц, в которые впрягали быков, пользовались гаогюй при перекочевках.
Главное племя гаогюй юаньхэ, которое позднее стало именоваться вэйхо, хуйхо или уйгур, обитало по соседству с территорией современной Тувы в бассейне р. Селенги. Наименование "уйгур", конечно, не случайно сохранилось по сей день у одной из групп тувинцев, проживающей в долине р. Хемчик.
В конце V в. значительная часть гаогюй (около 100 тыс. юрт) перекочевала из Монголии через Алтай в район современного Турфана, образовав государство Гаогюй. Это повлекло за собой расселение гаогюйских племен в районах Восточного Туркестана и смешение их с местными жителями. Наряду с названием "гаогюй" в истории северных династий Китая (386—581 гг.) для упомянутых кочевников употреблялось и народное название "чиле", которое у южных китайских историков превратилось в "теле".
Однако этих же степных кочевников, переселившихся в Срединный Китай, по-прежнему называли динлинами, и гаогюй во всем Китае в целом именовались гаогюйскими динлинами. Но в истории Суйской (581—618 гг.) и Танской (618—907 гг.) династий названия "гаогюй" и "чиле" заменены термином "теле". Можно допустить, что термин "теле" с тем же значением, что и "гаогюй", восходит к монгольскому слову "теленген", "терге", означающему повозку. В героическом эпосе тувинцев также встречается слово "терге", означающее повозку, которой пользовались предки тувинцев при перекочевках.
Теле, или гаогюйские предки тувинцев, по свидетельству древней летописи, считали себя потомками хунну, и их язык был сходен с языком хунну. Территория современной Монголии и Тувы входит в их кочевья. В упомянутых источниках теле выступают как объединение или конфедерация племен. Основу конфедерации теле составляли племена уйгуров.
Династийные летописи и древнетюркские рунические надписи называют тюрками-тюкю или кок-тюрками союз тюркоязычных племен, возглавляемых родом Ашина, в число которых входили и собственно тюрки-тюкю, и ряд племен, из которых у чападных тюрков-тюкю чаще всего упоминаются тюргеш, карлук, шато или целые объединения западных тюркских племен дулу и нушиби. В этот союз были еще инкорпорированы огузы, кыпчаки и др. По тем же письменным источникам известно, что собственно тюрки-тюкю состояли из двенадцати родов, из которых упоминаются роды ашина и ашидэ. Племена тюрков-тюкю с середины VI до середины VIII в. распространили свое военное и политическое влияние и свои кочевья на Алтай, Туву и Монголию.
Большой тюркоязычной группой, также освоившей в рассматриваемое время были кыргызы. В ранних китайских источниках предки енисейских кыргызов упоминаются под названием "гяньгунь". Кыргызы не только часто соприкасались через территорию Тувы с племенами теле, но, по свидетельству источников, нередко смешивались с ними.
В целом при рассмотрении вопроса об исторических предках тувинцев необходимо иметь в виду различные виды их контактов и с протомонгольскими племенами, так как монголоязычные племена также входили в состав хуннуского государства и жили в непосредственной близости с тюркоязычными племенами теле. Монголоязычные племена в первые века нашей эры еще не объединились под общим этнонимом "монголы". Они жили в те времена гораздо восточнее территории современной Монголии в лесистых областях и горных долинах вплоть до Ляодунского залива. Южными из них были кидани и си (или хи).
Возвращение.
Переломные для России 1698—1700 годы
В июле 1698 года Великое посольство было прервано известием о новом стрелецком мятеже в Москве, который был подавлен ещё до прибытия Петра. По прибытии царя в Москву (25 августа) начался розыск и дознание, результатом которого явилась единовременная казнь около 800 стрельцов (кроме казнённых при подавлении бунта), а впоследствии ещё нес ...
Общественно-политическая структура, культура и
религия римской Тиры
1. Этнический и социальный состав населения. Уже в самом начале исследования Тиры было правильно отмечено, что в городе проживали как «коренные граждане», так и люди, которые «не пользовались правом местного гражданства», но определение общего количества населения и соотношения числа граждан, прочих свободных и рабов возможно лишь предп ...
Государственный строй римской империи
Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам ...