Одной из важнейших стала аграрная реформа, которая хотя и отвечала интересам египетских помещиков и купцов, для своего времени была прогрессивна. Большая часть земель крупных помещиков из числа мамлюков была отобрана в казну, а египетские феллахи впредь должны были работать не на отдельных помещиков, а на государство. Часть конфискованных, а также вновь орошенных земель Мухаммед Али передал своим приближенным. В деревнях земли были разделены между феллахами из расчета 3—5 федданов (1 феддан = 0,42 га) на взрослого работника. Формально крестьянин считался владельцем своего участка. Однако он обязан был платить высокую ренту-налог, которая теперь непосредственно поступала в казну, а остальную продукцию сдавать по ценам, которые устанавливались властями. 60 дней в году феллах должен был отрабатывать различные государственные повинности. Такая система непосредственной феодальной эксплуатации крестьян государством действовала до конца 1820-х годов. В дальнейшем Мухаммед Али стал раздавать земли вместе с сидящими на них феллахами офицерам и чиновникам. Этой реформой Мухаммед Али, с одной стороны, нанес удар по мамлюкам, а с другой, способствовал формированию новой землевладельческой знати. Кроме того, были экспроприированы также земли духовенства {вакфы), которые были переведены на государственное обеспечение.
Аграрная реформа вызвала недовольство духовенства и мамлюкской знати. В 1811 г. Мухаммед Али окончательно уничтожил привилегированное положение мамлюкских феодалов, ликвидировав почти всех мамлюкских беев.
Помимо осуществления собственно аграрной реформы, Мухаммед Али обратил внимание на развитие земледелия. В целях расширения посевной площади и для орошения полей Нижнего Египта была осуществлена постройка новых оросительных каналов и плотины севернее Каира. При Мухаммеде Али площадь орошаемых земель увеличилась на 100 тысяч федданов. Посевная площадь возросла с 2 млн федданов в 1821 г. до 3,1 млн в 1833 г. Это увеличило посевные площади в полтора раза и способствовало развитию культуры хлопка.
Кроме хлопка было уделено отдельное внимание развитию других товарных культур, таких как льна, сахарного тростника и индиго. Мухаммед Али ввел «монополию внешней торговли» сельскохозяйственными продуктами; крестьяне должны были разводить определенные культуры и продавать свою продукцию государству по установленным ценам. Для этой цели правительство ввело ряд монополий на скупку сельскохозяйственных и ремесленных изделий и сдавало эти монополии откупщикам. Таким образом были получены средства, необходимые для проведения других реформ. Необходимо отметить, что положение народных масс при Мухаммеде Али оставалось крайне тяжелым. Восстания, вспыхивавшие время от времени, сурово подавлялись.
Военная реформа была нацелена на усиление военной мощи страны. С помощью европейцев, главным образом, французов, Мухаммед Али создал армию по европейскому образцу. Обучение войск происходило под руководством французских, а также египетских офицеров, прошедших подготовку в специальных военных училищах. Новая армия была снабжена современной артиллерией. Мухаммед Али также положил начало флоту. К 1830 г. египетская армия, состоявшая из 150 тысяч человек, и флот, насчитывающий 32 корабля, по своим боевым качествам превосходили армию и флот турецкого султана.
Военная реформа повлекла за собой создание ряда промышленных предприятий. Были построены чугуноплавильный, оружейные и пороховые заводы, литейно-механические мастерские, текстильные мануфактуры. На верфях Александрии строились военные корабли. Почти все промышленные предприятия принадлежали государству, но небольшая часть являлась собственностью отдельных лиц или сдавалась им в аренду. К 1840 г. на предприятиях промышленного типа работало 35 тысяч рабочих. К фабрикам прикрепляли работников в порядке принудительного набора.
По европейскому образцу была также реорганизована финансовая система и государственный аппарат. Были созданы министерства (военное, финансов, торговли, просвещения и пр.). Египет был поделен на семь провинций (мудирий) во главе с губернаторами, которые подчинялись центральному правительству.
Принимались меры по развитию просвещения, поощрению Достижений европейской науки и техники. При Мухаммеде Али были открыты светские начальные и средние школы, а также четырехлетние специальные учебные заведения, в которых принимались выпускники средних школ: медицинское, ветеринарное, административное, механическое, сельскохозяйственное, лингвистическое, музыкальное. Появились военные училища. На арабский язык переводились европейские учебники и научная литература. Мухаммед Али приглашал к себе на службу французских инженеров, юристов, учителей, врачей. Вошла в практику посылка молодых египтян для обучения в Европу; была основана первая типография, а в 1828 г. стала выходить первая египетская газета. Любопытно, что сам Мухаммед Али научился читать в возрасте сорока лет.
Сравнение реформ Мухаммеда Али с проводимыми преобразованиями, предпринимавшимися в то же самое время в Турции (реформы Селима III и Махмуда II, первый период танзимата), показывает, что реформы в Египте были намного более результативны. Успех реформ Мухаммеда Али объяснялся в значительной степени тем, что их целью было не укрепление Османской империи, а создание египетского государства. Хотя сам Мухаммед Али и его ближайшее окружение этнически были чужды египетским арабам (новые помещики по происхождению были турки, черкесы, албанцы, курды и т. п.), его политика объективно была направлена на создание сильного и независимого Египта.
Ранняя Римская империя
Историю Древнего Рима принято делить на два этапа. Первый начинает свой отсчет от завоевания Римом Апеннинского полуострова и образования римско-италийского союза (VI - III вв. до н. э.). Он включает в себя создание Римской Средиземноморской державы (III - I вв. до н.э.), которую принято называть Римской республикой.
Второй этап в исто ...
Семейное и наследственное право
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по ...
Система образования
Вследствие роста городского населения общий уровень образования формально возрос. В течение 1970-х гг. удельный вес людей, имеющих полное и неполное среднее образование, среди занятых в народном хозяйстве увеличился с 65 до 80%. В 1975 г. было введено обязательное 10-летнее образование. Если в середине 1950-х гг. полную среднюю школу за ...