Система государственного социализма в СССР. Политическое устройство. Конституция 1936г. Партия — ядро тоталитарной системы. “Партия-государство”. Идеологизация общественной жизни. Система массовых организаций. Репрессии: технология и масштабы. Политические процессы второй половины 30-х годов. Механизм реализации единоличной диктатуры Сталина. Культ личности вождя и тоталитарное сознание. Сопротивление сталинизму. М.Н. Рютин. Союз "Марксистов-ленинцев".
Социальная структура: новая иерархия. Управляющие и управляемые. Советский рабочий класс и колхозное крестьянство. Советская интеллигенция. Номенклатура. "Спецконтин-гент" и система Гулаг.
Задачи культурной революции в области ликвидации неграмотности. Развитие системы образования. Декрет о введении всеобщего начального обучения в стране и семилетнего обучения в городах (1930). Развитие советской науки. Мировое признание советских научных школ (физической, математической, химической, биологической). Постановление ЦК ВКП(б) 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР".
Школа и семья. Решение ЦК ВКП(б) от 1931г. о школе. Социалистический реализм. Литература. Советский кинематограф. Изобразительное искусство.
Утверждение иерархической модели национально-государственного устройства и ее отражение в Конституции 1936г. Изменения в национально-языковой политике. Новая трактовка роли русского народа в развитии государства. Расширение репрессивных методов регулирования национальных процессов: разгром "уклонистов".[2]
Достижения и проблемы созданного единства народов.
Проблемы сохранения мира и предотвращения агрессии. Захват Японией китайских территорий в 1931г. Фашизм в Италии. Приход Гитлера к власти в Германии.
Постановление ЦК ВКП(б) о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе (декабрь 1933). Вступление СССР в Лигу Наций (1934). Установление дипломатических отношений между СССР и США. Заключение договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией в 1935г. Советско-китайский договор о ненападении (август 1937). События в районе оз. Хасан летом 1938г.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. VII конгресс Коминтерна и новая тактика по созданию антифашистского фронта. Поддержка Советским Союзом борьбы испанского народа против фашизма. Антикоминтерновский пакт.
Народное хозяйство страны в годы третьей пятилетки. ХVIII партийный съезд. Укрепление обороноспособности страны. Переход Красной Армии с милиционно-территориальной системы на кадровое положение. “Закон о всеобщей воинской обязанности” (сентябрь 1939). Экономика и вооруженные силы. Предприятия-дублеры.
Советское общество в конце 30-х годов. Всесоюзные демографические переписи 1937 и 1939 гг. Введение трудовых книжек в 1938г. Указ от 26 июня 1940г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Указ от 10 июля 1940г. "О наказании за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции". XVIII партийная конференция (февраль 1941).
Внешняя политика СССР. Борьба за коллективную безопасность в Европе. Мюнхенский договор 1938г. и процесс развязывания второй мировой войны. Советско-англо-французские переговоры лета 1939г. Бои на р. Халхин-Гол и угроза эскалации войны на Дальнем Востоке.
Развитие торговли
Во второй половине XIX в. в связи с развитием торгового земледелия в губернии в широких масштабах развернулась торговля хлебом. С 1882 по 1884 год с пристаней отправлено вверх по Волге: из Хрящевки и Белого Яра – 4160 тыс. пудов, Балакова – 19273 тыс. пудов, Покровской слободы – 10812 тыс. пудов хлеба. Всего за три года с волжских прист ...
Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1) знание фа ...
Курская битва
2 июля Ставка предупредила командующих фронтами, что немецкое наступление может начаться в период с 3 по 6 июля. В ночь на 5 июля немецкие саперы начали проделывать проходы в минных полях и заграждениях. Наши разведчики вступили с ними в бой и взяли пленных, которые показали, что наступление должно начаться в 3 часа ночи 5 июля и что не ...