Интересная история

Тайные общества Хуацяо
Страница 1

История » Тайные общества Китая » Тайные общества Хуацяо

Одно из своеобразных явлений, связанных с существованием в ряде стран китайских иммигрантских общин - наличие в их среде тайных обществ. Вопрос о тайных обществах китайских мигрантов - хуацяо нашел отражение в ряде работ.

После того как в 1644 г. к власти в Китае пришла чужеземная маньчжурская династия Цин, на юге и юго-востоке страны начинают действовать тайные антиманьжурские общества. Их целью провозглашалась борьба с маньчжурами, а главным лозунгом было: «Свергнем маньчжурскую династию Цин, восстановим китайскую династию Мин!» Ведущими среди этих обществ были «Тяньдихуэй» («Общество Неба и Земли»), «Санъхэхуэй» («Триада»), «Хунмэнхуай» («Союза братства Хунов»).

Ввиду ориентированности тайных союзов на вооруженную борьбу как основную сферу их функционирования вопросам военной подготовки в них отводилась весьма важная роль. Небезынтересно отметить, что эта подготовка проводилась в рамках традиционных, восходящих к раннему средневековью, китайских военно-прикладных искусств у-шу (куда входили искусство кулачного боя, борьба, фехтование на мечах и рапирах, искусство владения копьем и др.), а в качестве инструкторов военного дела зачастую выступали даосские и чань-буддистские монахи - «учителя-наставники», соединявшие эти занятия с чисто медитативной практикой [12. С. 34.].

Это были в большинстве случаев крестьянские организации, хотя среди их членов были представлены деклассированные элементы и многочисленные выходцы из беднейших слоев города. В антицинские лозунги члены тайных союзов стихийно вкладывали социальное содержание. Помимо антицинских тайные общества выдвигали лозунги и сугубо социального плана: «Бей чиновников и не трогай народа!», «Оберем богатых, поможем бедным!» [5. С. 64.]. Каждая такая организация насчитывала от нескольких сотен до нескольких тысяч членов. В их деятельности принимали участие сотни тысяч, а в периоды максимальной активности - миллионы людей. Тайные союзы имели сложную иерархическую структуру, свой устав и ритуалы.

Опасаясь преследований со стороны цинских властей, многие члены тайных обществ бежали за границу, в те страны, где уже имелись компактные китайские общины. Вербуя новых сторонников, они создавали зарубежные организации антицинских тайных союзов.

В Малайе на рубеже XVIII-XIX вв. имелось уже несколько таких организаций. В середине XIX в, тайные союзы хуацяо существовали во всех странах массовой китайской иммиграции - в Юго-Восточной Азии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Перу, Панаме, на Кубе, на Гаваях.

Касаясь причин создания этих организаций за рубежом, в среде эмиграции, многие авторы отмечают, что у мигрантов-одиночек, не связанных земляческими или родственными узами, не оставалось иного выхода, кроме вступления в тайное общество, которое брало их под свою защиту. «Не только мигранты-одиночки, но и целые организации хуацяо в интересах своей безопасности и самосохранения вступали в тесный контакт с тайными обществами», - писал один из них [12. С. 37].

В вопросе о происхождении тайных обществ не вызывает сомнения, что они возникли как следствие тесных связей переселенцев со страной исходя итого, что это аналог организаций, действовавших в указанный период на территории самого Китая. Подобно союзам, существовавшим в Китае, их объединяла антиманьчжурская направленность, своей главной целью они прокламировали борьбу за свержение династии Цин.

Источниками финансирования тайных обществ являлись пожертвования от имущих хуацяо и влиятельных кланов, «вступительные взносы» новообращенных членов (для состоятельных хуацяо они были достаточно велики), а также средства, поступавшие от контрабанды, торговли наркотиками, опиекурилен и игорных домов, спекулятивных операций, рэкета и проч. Полученные различными путями и аккумулируемые в руках тайных обществ немалые средства шли на содержание жизнедеятельности этих организаций и их членов.

Эволюция тайных союзов хуацяо в этот период неразрывно связана с изменениями в самом эмигрантском сообществе, с интенсивной социально-классовой дифференциацией, с формированием слоя эмигрантской буржуазии, которая и пришла к руководству тайными союзами. Это были представители торговой буржуазии, использовавшие влияние тайных обществ для обеспечения интересов своих компаний. Из специфических организаций народного сопротивления и защиты интересов широких масс мигрантов тайные союзы хуацяо исподволь перерождались в органы эксплуатации трудящихся-иммигрантов. Именно в этот период многие из тайных обществ превращались в организации открыто гангстерского толка, борющиеся между собой за власть и сферы влияния, где уже не было и намека на политическую борьбу. В интересах руководства тайных обществ от рядовых членов скрывались первоначальные политические цели и задачи, во имя которых эти организации были созданы. Растущая аполитичность и забвение прокламировавшихся изначально установок пришли на смену былой политической активности [12. С. 36.].

Обрисованная выше ситуация стала меняться к концу XIX в. В этот период наряду с утерей тайными союзами могущества и безраздельного влияния на эмигрантскую общину в сфере хозяйственно-экономической (поскольку ряд хозяйственных функций постепенно переходит к новым социальным организациям - диалектно-земляческим ассоциациям) намечается заметное оживление их политической активности. Этот новый этап в эволюции тайных обществ хуацяо связан с подъемом в конце XIX -начале XX в. национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, с ростом в них буржуазного национализма, с выходом на арену политической жизни Китая молодой буржуазной демократии. Ее апелляция к националистическим чувствам эмиграции, призывы к борьбе за единство нации и возрождение страны, за свержение цинской монархии постепенно находят отклик в среде эмиграции. Под влиянием изменившейся обстановки и с внедрением новых идей - идей буржуазного национализма - тайные союзы хуацяо, на первый взгляд глубоко погрязшие в хозяйственных делах и отошедшие от политики, проявили способность к регенерации политической активности, в известной мере возродив антиманьчжурский дух. Об этом, в частности, свидетельствуют события, связанные с деятельностью Сунь Ятсена в конце XIX - начале XX в.

Страницы: 1 2

Феномен опричнины в оценке Кобрина В.Б.
Кобрин Владимир Борисович (1930–1990) – известный историк, занимающийся изучением XVI – XVII вв., работал вместе с Зиминым. С 1989 года профессор Московского государственного историко-архивного института. В.Б. Кобрин относится к тем историкам, которые считали опричнину реформой, которая была направлена на уничтожение остатков удельно-к ...

Введение.
«Наша свобода основывается на свободе печати, а ее нельзя ограничить, не потеряв.» Томас Джефферсон 200 лет назад Александр I утвердил цензурный устав, который был настолько либеральным, что дальше цензура могла только ужесточаться. Лишь к концу XIX века стало понятно, что штрафы и дотации являются куда более действенным способом кон ...

Начало революционной деятельности В.И. Ульянова (Ленина)
В связи с развитием капитализма и появлением промышленного пролетариата в царской России в конце XIX века все сильнее разгоралась революционная борьба, в которой принимали участия не только рабочие и крестьяне, но студенты многих высших учебных заведений. В декабре 1887 года Владимир Ульянов, будучи студентом Казанского университета, уч ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru