Практически невозможно установить, хотя бы приблизительно, количественное соотношение рассмотренных выше групп и подгрупп тайных союзов. Как нам представляется, наиболее многочисленными были союзы социальной защиты и взаимопомощи (вторая подгруппа первой группы), а наиболее политически и социально активными - антиманьчжурские организации.
В современной литературе появилась заслуживающая внимания тенденция соотносить социальный состав тайных обществ с особенностями социально-экономических процессов в переломный для Китая период формирования полуколониального, полуфеодального общества. При этом главное внимание обращается на процесс создания в недрах разрушавшейся старой традиционной структуры новых капиталистических отношений. Авторы подчеркивают, что союзы действовали преимущественно в городах (чэн), торговых поселках (чжэнь) и окрестных деревнях, вступали в них лица, связанные по роду своих занятий с товарным производством. Это были, с одной стороны, представители нарождавшейся буржуазии, главным образом мелкой и средней, а с другой - разного рода наемные работники, часть крестьян, низшие слои и категории трудового люда. В условиях бюрократического государства, при слабом развитии капиталистических отношений и те и другие, хотя и по-разному, страдали от неустойчивости своего экономического и жизненного положения, от низкого сословного и общественного статуса, от социальной и правовой незащищенности [11. С. 328].
Типологическая характеристика тайных союзов, включающая такие важные компоненты, как основное назначение, социальный состав, идейно-политические установки (социально-политический идеал) будет неполной, если не коснуться проблемы эволюции данных организаций. Причем речь идет о двух временных рамках: об эволюции в течение рассматриваемого периода и в постсиньхайское и новейшее время.
В предсиньхайское десятилетие под влиянием кризисной ситуации в стране наблюдалось два типа эволюции. Один из них затронул главным образом организации профессионально-корпоративные, которые под влиянием конкретно-исторической ситуации постепенно превращались в полукриминальные или криминальные. Наиболее характерна в этом плане эволюция «Цинбана». Первоначально «Синее братство» занималось охраной и наймом лодочников, грузчиков и других, занятых перевозкой податного зерна в Пекин. С отменой перевозок по рекам и Великому каналу члены «Цинбана» оказались не у дел и обратились к противозаконным промыслам и занятиям - соляной контрабанде, азартным играм, мошенничеству и т. д., что, естественно, повлияло на характер союза.
Другой тип эволюции заключался в «политизации» союзов, их возраставшей включенности в оппозиционное режиму движение. Причем конкретное содержание и степень этой «политизации» для разных типов союзов были разными.
Корпоративные объединения взаимопомощи и социально-правовой защиты по мере нарастания в стране стихийного народного протеста все больше выходили за рамки своей повседневной, «мирной» деятельности, превращаясь в организации массовой оппозиции. Как объединения людей обездоленных они довольно чутко улавливали любое обострение противоречий, живо реагировали на конфликтные ситуации в том или ином районе. Хотя и с разной степенью активности, союзы становились участниками всех форм и направлений стихийных движений (антииностранных, «голодных» бунтов, антиправительственных). Часть союзов выдвигали антицинские лозунги борьбы и тем самым как бы «приближались» к союзам второй группы, к союзам политической оппозиции.
Ораторское искусство Греции
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи мате ...
Деятельность патриарха Фотия. Патриарх Фотий как
учёный и богослов
Св. Фотий, вступив на патриарший престол, проявил огромную ревность в обращении народов «вплоть до пределов земли» (Деян. 1, 8). В «Окружном послании» 867 г. св. Фотия упоминается о просвещении армян, болгар и россов, а в «Славянских житиях св. братьев» центральное место посвящено миссии Кирилла и Мефодия хазарам и моравам. Данные сочин ...
Этапы развития Российской цивилизации
О возникновении российской цивилизации и этапах ее развития ученые спорят давно. Есть много мнений и о времени, и о месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.
Российская цивилизация зародилась в IX веке с возникновением Древнерусского государства. В своем развитии российская цивилизация проходит несколько этапов.
...