Интересная история

Типология тайных обществ
Страница 1

История » Тайные общества Китая » Типология тайных обществ

К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов, которые так жестоко поработили личность, что борьба с ними в защиту своей индивидуальности для единичного члена общества оказалась непосильной. Поэтому принадлежность к группе, сплоченной солидарностью общих интересов, является для китайца как бы необходимым условием его существования» [17. С. 127.].

Тайные общества отличались между собой числом членов, степенью распространенности, силой влияния, значимостью в социальной и политической жизни. Наиболее известными и крупными среди них были «Гэлао хуэй» («Общество старшего брата») и «Тяньди хуэй» («Общество Неба и Земли»). Следует иметь в виду, что под этими названиями подразумевается не какая-то одна организация, а целый конгломерат однотипных, родственных союзов, близких по своему назначению, целям и лозунгам, входивших в «систему» либо первого, либо второго общества [9. С. 270.].

Проблема типологии тайных союзов крайне важна для понимания их роли и места в социально-политической жизни китайского общества. Разнообразие концепций косвенным образом свидетельствует о многотипности тайных союзов.

По назначению, целям и характеру деятельности тайные союзы позднецинского периода Костяева А.С. крайне условно и со значительными оговорками делит на две крупные группы. Одна из них включала в себя главным образом организации материальной взаимопомощи и социальной самозащиты. Они создавались в интересах тех, кто в силу различного рода объективных и субъективных причин был выбит из системы производственных, земляческих, родственных и иных привычных связей, а потому оказался как бы вне официального общества. Эти люди остро нуждались в восполнении утраченного, в новой системе социальной защиты, способной облегчить им существование. Такую систему они и находили в тайных, корпоративных организациях.

В позднецинский период из-за весьма значительного количественного роста союзов, расширения их социального состава за счет не только деклассированных элементов, но и различных категорий трудового народа, в том числе и представителей привилегированных слоев общества, в данной группе тайных союзов все более заметным становилось размежевание на две подгруппы. Одну из них составляли союзы, которые изначально преследовали цель оказания своим членам, лишенным постоянных средств и источников существования, преимущественно материальной помощи. Эти организации объединяли тех, кто временно или уже навечно оказался вне сферы производства, не мог в силу объективных, а подчас и личных причин найти применение своим силам. Для таких людей тайные союзы с их принципами побратимства и взаимовыручки становились жизненно необходимыми, давали возможность как-то существовать.

В Китае история подобных организаций насчитывала много веков. Организации такого рода преследовали цель изъятия у имущей части населения материальных ценностей, прибегая к противозаконным методам - мошенничеству, воровству, азартным играм, кражам и грабежам. По своим действиям они напоминали бандитские шайки, но отличались от последних большей стабильностью, традициями, «возвышенными» наименованиями, считали себя наследниками «благородных рыцарей» средневековья.

Вторую подгруппу тайных союзов рассматриваемой группы формировали организации социальной и правовой самозащиты и взаимопомощи. Спектр этих объединений был более широким. Если говорить в целом, то они создавались теми, кто испытывал тот или иной дискомфорт (экономический, социальный, правовой, психологический), оказался по тем или иным причинам незащищенным. В основном в такие союзы вступали представители трудовой и имущей части населения. Значительная часть подобных людей принадлежала к мигрантам.

Часть союзов данной подгруппы носила узкокорпоративный и даже профессиональный характер. К ним можно отнести объединения соляных контрабандистов, основным районом распространения которых были провинции нижнего течения Янцзы (главным образом Чжэцзян и Фуцзянь). Известные в Китае «Цинбан» («Синее братство») и «Хунбан» («Красное братство») первоначально являлись организациями, защищавшими тех, кто был занят перевозкой податного зерна в Пекин по рекам, озерам и Великому каналу, а в конце XIX в. превратились в объединения соляных контрабандистов и лиц без определенных занятий.

Страницы: 1 2 3

Франкское общество по «Салической правде»
О хозяйственной жизни и общественном строе франков во времена первых Меровин-гов богатый материал содержит «Салическая правда» (Lex Sali-са), записанная, видимо, при Хлодвиге. В отличие от других варварских правд, «Салическая правда» отражала сравнительно архаические порядки, не подвергшиеся влиянию римского права. Это дает возможность ...

Бои в Прибалтике
С началом боевых действий Прибалтийский округ преобразован в северо-Западный фронт соотношение сил было одинаково, преимущество было только в личном составе 1:1,8; в орудиях и минометах 1:1,4; в самолетах 1,1:1. Этих сил было достаточно для отражения противника. Удар нанесен на противника уже в первый день расколол фронт советских войс ...

Административное устройство и социальная лестница империи
Аппарат власти, стремясь сохранить объем налоговых поступлений, за счет которых он существовал, незаконно увеличивал поборы с тех, кто мог еще что-то дать. Результатом становилось разорение все большего числа земледельцев и углубление кризиса в сферах экономики (упадок хозяйства, гибель беднейших крестьянских дворов), социальных отношен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru