Интересная история

Типология тайных обществ
Страница 2

История » Тайные общества Китая » Типология тайных обществ

Нередко неформальную корпоративную организацию создавали представители вполне «достойных» профессий (адвокаты и т.д.) с целью совместного проведения праздников, оказания взаимопомощи в особо экстренных случаях (свадьбы, похороны). Одним из таких объединений было «Гоудао хуэй» («Общество кривого меча»), члены которого, пользуясь своим служебным и общественным положением фактически насильственно взимали с местного населения деньги на проведение праздников.

Однако подавляющая масса союзов, особенно малочисленных, преследовала цель помогать «выжить» своим членам, оказывать им посильную единовременную помощь в случае болезни, временной потери работы и т.д. Среди них были и сугубо благотворительные общества, предназначенные поддерживать одиноких стариков. Создание подобного рода организаций было явлением широко распространенным. Они получали самые разнообразные наименования, которые отражали либо основное назначение, либо принципы внутренней организации (побратимства, равенства), либо законспирированные формы общения между членами общества (пароли), либо место постоянных сборов его членов [10. С. 273.].

В целом союзы данного подвида являлись преимущественно организациями взаимопомощи и самозащиты, что обнаруживалось в разнообразных формах их деятельности. Вместе с тем даже самые на первый взгляд «безобидные» из них несли в себе значительный заряд экономической и социальной неудовлетворенности, а потому потенциально были одновременно и организациями социального недовольства. В условиях экономического и политического кризиса они становились центрами массовой оппозиции и стихийного протеста.

Вторую крупную группу тайных союзов можно отнести к социально-политической оппозиции. В подавляющем большинстве это были антиманьчжурские объединения, возникавшие в разное время на протяжении почти двух столетий. Самым известным и могущественным было «Общество Неба и Земли». Первоначальным назначением входивших в него союзов было свержение цинской династии и восстановление на троне законного минского императора. Эта цель не исключала, а предполагала их функционирование в «мирное» время в качестве организаций взаимоподдержки, взаимовыручки и защиты от «несправедливости», притеснений.

Как и союзы первой группы, данные объединения имели широкий спектр наименований. Правда, по причинам конспирации их политические цели чаще всего в названиях не отражались, если не считать тех союзов, в названии которых фигурировал иероглиф «хун», содержащий намек на минскую династию.

Создание подобных организаций наблюдалось постоянно, но особенно многочисленными они стали в предреволюционные годы. Они притягивали к себе всех недовольных существующим порядком вещей, оппозиционеров и инакомыслящих из различных слоев и классов общества.

В первом десятилетии XX в. появилась особая категория оппозиционных организаций традиционного типа, что было результатом усилий первых китайских революционеров, направленных на установление сотрудничества с тайными союзами в целях совместной вооруженной борьбы против монархии. Китайские революционеры пытались объединить местные разрозненные и разобщенные организации на провинциальном и региональном уровнях, подчинить их своему руководству.

За период относительно активного сотрудничества революционеров с тайными обществами (1900-1908) было создано пять крупных организаций: «Синьхань хуэй» («Союз возрождения ханьцев»), «Лунхуа хуэй» («Общество цветка дракона»), «Хунцзян хуэй», «Тунчоу хуэй» («Союз всеобщей мести»), «Гунцзинь хуэй» («Союз всеобщего прогресса»). Притом только два из них - «Хунцзян хуэй» и «Лунхуа хуэй» оказались действительно массовыми и боеспособными [9. С. 275.]. Остальные представляли собой своеобразный посреднический «буфер», с помощью которого осуществлялись связи между революционными и другими тайными обществами. Это были своего рода координационные центры, состоявшие главным образом из руководящего звена «базовых» союзов и революционеров. Наиболее характерной в этом плане организацией был «Гунцзинь хуэй».

Изложенная типологическая характеристика тайных союзов в начале XX в. крайне условна, ибо в исторической практике не существовала столь четкая и определенная грань между двумя основными группами союзов, а тем более между их подгруппами. Особенно это относится ко второй группе союзов - антиманьчжурским организациям, большинство из которых являлись также и объединениями взаимопомощи и самозащиты. Даже такой «классический» антицинский союз, как «Тяньди хуэй» в «мирное» время занимался оказанием различных видов помощи своим членам. Более явно выделялись организации материальной взаимопомощи, напоминавшие отчасти бандитские объединения. Нередко они именовались «братьями мутной воды» в отличие от «братьев чистой воды».

Страницы: 1 2 3

14 декабря 1825 года.
Незадолго до полуночи А. Бестужев и Якубович отправились в казармы Гвардейского экипажа, чтобы узнать, где они расположены. До часа ночи Рылеев посетил казармы Финляндского полка в надежде на то, что ему удастся переубедить Моллера и организовать выступление возможно большей части финляндцев. Не позже шести часов утра начальник штаба во ...

Предмет исторической хронологии
В Советском энциклопедическом словаре читаем следующее: «Историческая хронология (от греч. Chronos – время, logos – слово, учение) – наука о последовательности исторических событий. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает уст ...

Формирование многопартийности в России. Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур
Институт многопартийности - один из важнейших признаков формирования в современной России гражданского общества и демократической системы. А политические партии как основа и важный компонент многопартийности, являются ключевым фактором укрепления демократической природы государства. Сегодня в мире не существует практически ни одной бесп ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru