Экономического Совета при СНК СССР в июне 1941 г. были введены новые нормы снабжения красноармейцев с одновременным введение вегетарианских дней. Естественно, это отражалось на качестве питания. Кроме того, из-за падения производства мясной и рыбной продукции в стране нормы суточного довольствия красноармейцев мясом и рыбой были снижены. Вместе с тем введение вегетарианских дней и некоторое изменение в ассортименте продуктов давали, по расчетам специалистов Главного интендантского управления КА, ежегодную экономию государственных средств в размере 658 млн. руб.
Несколько раньше Экономический Совет при СНК СССР принял жесткое решение о расширении выпуска сухарей и пищевых концентратов. В результате срочных мер производство сухарей для Красной Армии с февраля 1940 г. по февраль 1941 г. возросло с 9 тыс. тонн до 32 тыс. тонн в месяц, но опять-таки за счет снижения нормы довольствия красноармейцев хлебом.
Параллельно правительство принимало меры по регуляции потребления продовольствия на внутреннем рынке путем искусственного или принудительного снижения спроса на продовольственные товары. В справке «Основные постановления правительства СССР о ценах на предметы личного потребления за 1938-1940 гг.», хранящейся в фонде Госплана СССР, довольно четко прослеживаются изменения в ценовой политике государства. Так, в течение 1940 г. постановлениями Экономсовета от 22 января 1940 г. были повышены цены на мясо, птицу, дичь, мясные консервы, кондитерские изделия, картофель; по постановлению от 8 апреля повысились цены на животное масло, маргарин, рыботовары, мясо и мясопродукты, сыры, майонезы, мороженое, торты, кексы, пирожные, безалкогольные напитки и др.
Тем не менее, при полном напряжении пищевых отраслей промышленности и сельского хозяйства, в ущерб котловому довольствию военнослужащих и благосостоянию населения, к лету 1941 г. по основным видам продовольствия все-таки были созданы определенные запасы для Вооруженных Сил на случай войны. Исходя из принятой Наркоматом обороны расчетной потребности РККА на год войны, они составляли: по муке, сухарям и зерну (вместе с запасами текущего довольствия) - всего на 5 месяцев и 5 дней; по мясу и рыбопродуктам - на 2 месяца и 12 дней; по жирам - на 2 месяца и 27 дней; по сахару - на 4 месяца и 11 дней; по соли - на 4 месяца и 7 дней.
При этом наличие неприкосновенных запасов в войсках западных приграничных округов по некоторым видам продовольствия далеко не везде соответствовало установленным нормам. Так, для Западного особого военного округа по состоянию на 4 июня 1941 г. на хранении в НЗ не доставало: круп разных - 47%, сахара -15%, жиров животных - 43%. И только с учетом переходящих фондов можно было гарантировать обеспечение войск продовольствием и фуражом на первые 5-6 суток боевых действий. Но для этого требовались в достаточном количестве транспортные средства, наличие которых в большинстве соединений и частей не превышало 40% от штатной потребности.
Наличие и состояние мобилизационных запасов в приграничных военных округах также разительно отличалось от общих показателей.
Из-за недостаточного количества складских емкостей в ведении НКО СССР основными фондодержателями продовольствия длительного хранения являлись базы и склады наркоматов пищевой промышленности, заготовок и Управления государственными материальными резервами, которые с началом войны предполагалось передать в распоряжение НКО. Двойственное положение гражданских организаций относительно выполнения функциональных задач влияло на сроки и размеры накопления запасов продовольствия для военных округов. Например, мобилизационный фонд для Зап. ОВО в Белоруссии, установленный Управлением продовольственного снабжения Главного интендантского управления Красной Армии, мог удовлетворить потребности войск, дислоцированных в западных областях, всего на 10 суток, а частей тыла на один месяц, что являлось весьма заниженным расчетным показателем. Но имевшиеся запасы по видам продовольствия не соответствовали даже этим требованиям. В апреле 1941 г. в гражданских организациях Белорусской ССР не обеспечивалось содержание муки пшеничной на 23%, масла растительного на 37%, консервов мясных на 35%.
К этому времени в Киевском особом военном округе по линии Управления госрезервов не было заложено на хранение: консервов мясных - 14%, рыбы - 17%, консервов рыбных - 22%, чая - 28%. А в западных областях Украины в мобфондах полностью отсутствовали мука, крупа, жиры, рыба и овес.
Общее положение СССР в предвоенные годы
Курс на строительство социализма в одной стране и свертывание нэповских начал. Социально-психологические предпосылки "великого перелома". Принятие пятилетнего плана развития народного хозяйства V съездом Советов (май 1929). Первая советская пятилетка (1928-1932): проект и реальность. Форсированная индустриализация: источники, ...
Политическое развитие 1918-1939 гг.
1 — западные польские земли, возвращенные Польше по Версальскому мирному договору 1919 г.; 2 — территория, возвращенная Польше после распада Австро-Венгрии в 1918 г.; 3 — территория Западной Украины, захваченная Польшей в 1918— 1919 гг.; 4 — территория, захваченная Польшей у Литвы в 1920 г.; 5 — территория Западной Украины и Западной Бе ...
Предыстория Бородинской битвы
Причины: 3-я русско-французская война была вызвана противоречием экономических и политических взглядов правительств обеих держав и завоевательскими устремлениями Наполеона. Наполеон стремился к мировому господству и желал подчинения России. Александр I не только не считал возможным подчиниться Наполеону, но сам желал влиять на дела Евро ...