Еще не придя к власти, в теоретических построениях основатель большевизма В.И. Ленин был твердо убежден в необходимости установления экономической и политической диктатуры пролетариата. Такая диктатура могла быть установлена только при монопольном обладании государственной властью со всеми ее атрибутами и функциями той политической партией, которая могла бы в полной мере выразить и повести за собой народные массы. Таким образом, право строительства государства и монополию на власть в этом государстве Ленин изначально закреплял за своей партией. Конечно, в самой дальней перспективе, он допускал возможность, и даже необходимость отмирания государства. Но как оно должно было произойти? Из всех политических партий должна была остаться только одна, и все общество должно было бы принадлежать к этой партии. Более того, все общество должно было бы быть вовлеченным в процесс управления таким государством. Поэтому появляется возможность говорить не об отмирании государства, а о растворении государства в обществе. Ленин в своей теории пытался преодолеть отчужденность власти и государства от общества, характерные для всей предыдущей истории развития человечества с момента появления государства.
25 октября (7 ноября нового стиля) 1917 года большевики захватили власть в России. В сознании многих общественных сил они с этого момента стали выглядеть как узурпаторы государственной власти. И поэтому перед ними встала первоочередная задача: доказать свое право на обладание этой властью и показать свою открытость для сотрудничества с другими общественными силами страны.
Решая первую задачу, большевики апеллировали к решению Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Именно он давал видимость легитимности пребывания большевиков у власти. На этом же съезде Советов большевики продемонстрировали, что они готовы к сотрудничеству с другими общественными силами, выразившими свои интересы через политические партии. Наоборот, эти самые партии оказались не готовы к подобному сотрудничеству. Однако необходимо учитывать и тот факт, что съезд советов, отдавая власть большевикам и наделяя Ленина полномочиями на формирование нового правительства, все же делал его временным, вплоть до окончательного решения проблемы власти на Учредительном собрании как единственном легитимном представительном органе.
В период с октября 1917 года по январь 1918 года большевики, пребывая у власти с приставкой “временные” должна были наладить функционирование хоть каких-нибудь государственных механизмов, необходимых для жизнедеятельности страны. С этой целью они должны были при помощи принуждения заставить признать за собой у общества право законодательной силы. И такое принуждение было произведено через Военно-революционный комитет, отряды красной гвардии и Всероссийский чрезвычайный комитет (ВЧК). К январю у большевиков появилось два наиважнейших атрибута власти: аппарат принуждения, уже начавший заменять собой старый аппарат принуждения, и право законодательной инициативы.
Сутью второго январского кризиса стало закрепление большевиков у власти. 5 января 1918 года было открыто долгожданное Учредительное собрание, которое должно было бы определить дальнейшую судьбу страны и решить вопрос о власти. Выборы, проведенные под патронажем большевиков, показали их проигрыш. Власть ускользала. Но время работало на большевиков. Обладая аппаратом угнетения и заставив общество выполнять новые законы, ведя вместе с тем успешную борьбу за представительные органы - советы, большевики не постеснялись 6 января разогнать Учредительное собрание. Таким образом, они избавлялись от ненужной приставки “временные”. Право большевиков на власть было подтверждено Всероссийским съездом Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, проходившем в январе 1918 года.
Эмиграция и Великая Отечественная война («Вторая волна»)
Что же касается собственно советских граждан, то никогда еще такое их число не оказывалось одновременно за границей, как в годы Великой Отечественной войны. Правда, происходило это в большинстве случаев не только вопреки воле государства, но и вопреки их собственной воле.
Можно говорить приблизительно о 5,45 млн. гражданских лиц, так и ...
Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
"Плакат— это тоже живопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться вглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом ...
Югославия в условиях самоуправленческого социализма. !950-е - конец 1980
гг.
На путях развития и совершенствования общественного самоуправления
Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз комм ...