Актуальность исследования. В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А "связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения"[1]. В этом и заключается причина того, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию назвал партийное строительство задачей государственной, подчеркнул необходимость становления развитой партийной системы в России.
При этом необходимо учитывать, что в условиях переходного периода роль парламента как ведущего элемента парламентаризма в социально-политических преобразованиях возрастает многократно, поскольку именно представительные учреждения, выполняя законодательные функции, становятся одновременно центром конфликта и сотрудничества различных политических сил, мобилизуют политические элиты, артикулируют групповые интересы и способствуют рационализации политических решений.
Историографический обзор, касающихся теоретического осмысления советской политической системы, а также вопросов партийного строительства, деятельности партий и функционирования их представительных органах власти, показывает, что большая часть авторов советского периода сосредоточила свое внимание, главным образом, на всестороннем исследовании деятельности КПСС, давая при этом критический анализ зарубежного опыта многопартийности.
Началом исследования многопартийной системы в России можно считать опубликование в начале 90-х годов XX в. ряда работ, в которых рассматривается генезис многопартийности, выявляется понимание авторами ее сути и перспектив развития в современной России.
Особый интерес представляет монография З.М. Зотовой, исследование которой заканчивается 2000 годом. В работе дается глубокий анализ теоретических и практических основ политических партий во всех ее аспектах: их сущность, функции, типология, формирование имиджа, роль партии как посредника между властью и обществом, деятельность партий в период выборов и в парламенте. Особое внимание уделено исследованию правовых оснований их создания и деятельности.
Проблемам правового регулирования процессов становления многопартийности в современной России посвящены монографии Ю.А. Юдина, В. В, Лапаевой, С.Е. Заславский и Б.И. Зеленко. В этих работах авторы подробно анализируют роль права как фактора развития многопартийности, раскрывают правовые механизмы организации и деятельности политических партий, а также участия их в избирательном процессе. Особое внимание в работе С.Е. Заславского уделено анализу положений Федерального Закона "О политических партиях", практике его реализации и применения.
Проблема парламентаризма многогранна и имеет самые различные уровни научного осмысления.
В истории социально-политической мысли ни один исследователь не обходил своим вниманием проблему представительства народа во власти. Так или иначе, об этом говорили Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. - Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, И. Бентам, А. Токвиль, Дж. Ст. Милль, М. Вебер, М. Дюверже, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, П.Г. Мижуев, К.Н. Соколов и многие другие. При этом каждый по-своему представлял роль и место законодательного органа в системе государственной власти.
Послевоенные годы и свёртывание "Гулага"
В послевоенные годы заключённых Гулага использовали как бесплатную рабочую силу для поднятия разрушенной промышленности, городов и сёл. Учитывая значительные пополнения лагерей, за счёт репатриированных военнопленных, появилось огромная армия заключённых. Но постепенно, с отказом от ручного труда в пользу машинного, Гулаг оказался нерен ...
Китай в период раннего средневековья - религия и идеология
Важнейшей чертой средневековой идеологии Китая был синкретизм, родившийся на основе сосуществования и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма.
Конфуцианство, господствующее этико-политическое учение древности, в средние века не утратило полностью своих позиций. Конфуцианские учен ...
Социально-политическая структура, культура и
религия Тиры
1. Общественный и государственный строй. В немногочисленных очерках истории Тиры IV п III вв. до н. э. определяются как эпоха расцвета, причем Тиру называют «типичным эллинским городом-государством». Правильность подобных утверждений не вызывает сомнений, однако имеющиеся материалы не дают возможности конкретно охарактеризовать особенно ...