После октябрьских событий 1993 года комиссия верховного совета Российской федерации прекратила свою деятельность, решив только часть возложенных на неё задач. Важным достижением её работе стало подготовка и утверждение "регламента доступа к материалом прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации", а также ряда других нормативных и методических материалов по упорядочению хранения и использования документов бывшей КПСС.
Активна, деятельность в этом направлении Специальной комиссии по архивам при Президенте Российской Федерации обеспечила введение в общественный оборот около пяти тысяч архивных документов содержащую информацию высшего уровня. Комиссия занималась рассекречиванием, в основе которого лежали политические интересы. Она не смогла создать сколько-нибудь стройной системы рассекречивания, а также выработать объективные критерии и механизма этой работы. С принятием Закона Российской Федерацией "О государственной тайне" комиссия утратила свой официальный статус. Закон закрепил ряд норм, усложняющую процедуру рассекречивания архивных документов и усилил роль ведомств в контроле за доступом к архивной информации.
Сегодня Российские архивы имеют разную степень доступности. Публичные архивы а к ним можно отнести все архивы входящую в систему Росархива, является доступными для любого гражданина на равных основаниях. Действующими в них правилами предусмотрена доступность научно-справочного аппарата, возможность знакомства с подлинниками или микрофильмами архивных документов, исключая материалы, содержащие государственную тайну, тайну личной и семейной жизни. К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивов ряда ведомств России. Эти архивы открыты для любого гражданина страны. Однако на стадии работы, непосредственно в архиве, соблюдается жестких отбор пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющий границы знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами архива. К закрытому типу можно отнести текущие архивы ведомств и учреждений их систем. Хранящиеся здесь документы еще не перешли в разряд исторических источников, имеют практическое значение, на прямую выполняя те задачи и реализуя те цели, ради которых они были созданы.
Освоение архивно-информационного пространства России - дело не одного поколения исследователей. Постепенная реализация принципа публичности российских архивов раскрывает широкие возможности для складывания свободной от идеологических и политических стереотипов системы, обеспечивающей их доступности. Сегодня можно утверждать, что открылись возможности для сплошной тематической проработке целого ряда проблем отечественной истории XX века.
Эмиграция и Великая Отечественная война («Вторая волна»)
Что же касается собственно советских граждан, то никогда еще такое их число не оказывалось одновременно за границей, как в годы Великой Отечественной войны. Правда, происходило это в большинстве случаев не только вопреки воле государства, но и вопреки их собственной воле.
Можно говорить приблизительно о 5,45 млн. гражданских лиц, так и ...
Январь - март 1918 года
Второй крупный кризис обозначался в январе 1918 года в дни начала работы и стремительного разгона Учредительного собрания. Как показали выборы в Учредительное собрание, общество высказалось за многовариативность и многопартийность. Причем подавляющее большинство депутатов в Учредительном собрании, около 80%, было представлено от социали ...
Третья антифранцузская коалиция
Война Третьей коалиции (также известная как русско-австро-французская война 1805) - война между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией, в которую входили Австрия, Россия, Великобритания, Швеция, Неаполитанское королевство и Португалия - с другой. В 1805 Россией и Великобританией был п ...