Интересная история

Общественные движения в России в первой половине XIX в.
Страница 1

История » Страницы истории Отечества » Общественные движения в России в первой половине XIX в.

Поражение восстания декабристов и трагическое изъятие из активной общественно – политической жизни целого поколения образованнейших и честнейших людей стало национальной трагедией для страны, оказало огромное воздействие на ход дальнейших преобразований, на темпы эволюции Российского государства по общеевропейскому пути конституционного правового развития. По форме, по содержанию, по составу участников обе альтернативы – правительственная и общественная – все более удаляются друг от друга. Непреодолимо углубляется раскол между правительством и обществом.

Николай I (1825–1855 гг.) углубил и расширил реакционный курс последних лет царствования Александра 1. Широкие размеры приобрела бюрократизация всех сторон государственной и общественной жизни страны. Ни о каких реформах политического строя не могло быть и речи. В то же время много внимания уделялось крестьянскому вопросу. Проблема освобождения крестьян от крепостной зависимости последовательно обсуждалась в 30–40‑е гг. в 11 Секретных комитетах. В 1837–1841 гг. по инициативе П.Д. Киселева были проведены административные реформы, превратившие государственных крестьян в свободных землевладельцев. Но с началом революций 1848–1849 гг. в Европе самодержавие отказалось даже от скромных усилий, направленных на отмену крепостного права в общероссийском масштабе.

В этих условиях на рубеже 30–50‑х гг. происходят изменения в общественных настроениях, складываются 2 течения общественной мысли – западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в общественном движении и развитии российской общественной мысли. Чем глубже становился кризис крепостного строя, тем настойчивее вставал вопрос о путях дальнейшего развития России.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.И. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад – это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире: извечное существование общины и православная религия. Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который «исказил» русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, «насильственно оторвал» русский народ от родного «исторического основания». Отсюда и общий теоретический вывод: необходимо исправить те» искажения» основ народной жизни, которые были допущены Петром и в послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.

Противниками славянофилов были западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и другие). Вместе с ними выступали А.И. Герцен и В.Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционную концепцию. Западничество – также ли – беральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи «утопического социализма» со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.

Страницы: 1 2

Потери сторон 
Из сподвижников воцарившегося императора 14 декабря пострадали: Военный генерал-губернатор граф Милорадович, смертельно раненный Каховским и Е. Оболенским и скончавшийся того же 14 декабря. Командир 1-й гвардейско-пехотной бригады генерал Шеншин, раненный саблей князем Щепиным в казрмах Московского полка. Служивший в штабе штабс-капита ...

Общественный строй
Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя мо ...

Образование Франкского государства
Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В него вошли хамавы, бруктеры, сугамбры и некоторые другие племена. В IV в. франки расселились в Северо-Восточной Галлии как союзники Римской империи. Они жили обособленно от галло-римского населения и не подвергались в это время романизации. Франки делились на две группы — сали ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru