С начало перестройки в России появилось уже не условное, а сама возможность гласного обсуждения и практического решения проблемы доступности архивной информации. На всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений Е.К. Лигачев призвал архивное руководство принять разумное и взвешенное решение в отношении доступности архивов. Этот осторожно-двусмысленный призыв означал реакцию ЦК КПСС на недовольство части обществоведов недоступностью архивной информации, которое в то время наиболее резко и смело выражалось в устных и письменных выступлениях Ю.Н. Афанасьева и других историков, разделявших его взгляды на исторический процесс.
3 декабря 1986 года постановлением Секретариата ЦК КПСС для решение вопросов, связанных с расширением доступа к архивам, в том числе содержащим статистическую информацию, было создана специальная комиссии. По рекомендации комиссии к маю 1987 года 14 министерств и ведомств перевили из режима ограниченного пользования на открытое хранения 767195 архивных дел, ЦСУ СССР - 92589 единиц хранения. Комиссия предложила в течении 1987-1988 годов провести "работу по пересмотру их состава и возможного переводу части документов на режим ограниченного доступа или открытого хранения".
В 1988-1991 годах в архивах России и СССР была осуществлена масштабная работа по уточнению режима хранения архивных документов и снятию с них ограничение на доступ. Стали публиковаться архивные документы, содержавшую информацию высшего уровня. Институт теории и истории социализма при ЦК КПСС преступил к реализации программы публикации рассекречиваемых архивных материалов.
В период открытия богатств российских архивов не только сохранял многие черты прежней системы, старых подходов и решений, но и обнаруживал зарождение новых негативных явлений. Главным регулятором деятельности архивов, в том числе в вопросах доступа к архивным документам и их использования при отсутствии законодательной базы по-прежнему выступали политические и идеологические мотивы. В режиме ограниченного доступа оставались материалы о национальных и религиозных движениях, нарушениях конституционных прав граждан, функционировании репрессивного аппарата - всего свыше 7 млн. дел только в государственных архивах. В ряде ведомств СССР было проведено массовое уничтожение целых комплексов архивных документов, представлявших научно-историческую ценность. Сохранялся диктат самих ведомств в отношении определений условий доступа и использования, созданных в процессе их деятельности документов, включая и уже хранящихся в государственных архивах. Лишь избранный круг лиц имел доступ к архивам КПСС, не один из которых к тому же не имел опубликованных справочников даже самого общего характера. Так называемый Особый архив, в котором хранились трофейные документы и фонды Главного управления по делам военнопленных и интернированных, оставался тайным, а его, не санкционированная легализация в 1990 году в газете "Известия" была воспринята властями с большим не удовольствием. Появились первые ростки монополизации рассекречиваемой архивной информации отдельными группами лиц и идеи коммерциализации её использования.
Политические изменения, послеживавшие в России после августа 1991 года, распад СССР полностью разрушили прежнюю систему регулирования доступа к архивной информации. Возникли условия для реорганизации архивного дела России на основе общепринятых в мировом сообществе принципов. Начало работать созданная Верховным Советом Российской Федерацией комиссия по передачи - приему архивов КПСС и КГБ СССР. На государственное хранение и их использования.20 мая 1992 года распоряжением Б.Н. Ельцина был образованна Специальная комиссия по архивам при Президенте Российской Федерации. На эту комиссию возлагались задачи рассекречивания документов в высших органах КПСС центральных и местных органов власти и управления, сконцентрированных в бывших партийных архивах, архивах Министерство безопасности, государственных федеральных и местных архивах.
19 июня 1992 года Верховный совет Российской Федерации принял постановления "О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании". Разработка этого документа проходила в атмосфере острых дискуссий. Наиболее ясно позиции сторон обозначились при обсуждении проекта постановления на комиссии Верховного Совета Российской Федерации, где одни заявляли о необходимости полного открытия всех архивов как условия всеобщего покаяния и нравственного оздоровления общества, а другие придерживались более взвешенной позиции, полагая, что такой подход способен обострить общественную атмосферу в стране. Указ президента Российской Федерации от 23 июня 1992 года отразил сбалансированный подход к решению проблемы: он позволил начать массовое рассекречивания архивных материалов по истории репрессии.7 июля 1993 года были приняты "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", этот документ фактически закрепил идею публичности Российских архивов, их общедоступности.
Реформа Сервия Тулия
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.
...
Население и язык
Население республики составляет около 3,421 млн. человек; 93% населения — армяне. Национальные меньшинства: азербайджанцы, русские, курды, украинцы, грузины и греки. Языки: армянский (государственный), русский.
Этнический состав населения:
армяне – 90%,
азербайджанцы – 5%,
русские – 2,5%.
Кроме того, в стране живет 50 тыс. курдов, ...
Кризис Римской империи и начало великого переселения
народов
Экономический и политический кризис, охвативший в III в. Римскую империю, был крупнейшим явлением в истории народов Европы и Ближнего Востока конца античной эпохи. Разложение рабовладельческого хозяйства, распад торговых связей, невиданное обесценение денег, растущий налоговый гнет вызвали резкое падение материального благосостояния нас ...