Интересная история

Социально-экономическая ситуация в России
Страница 4

История » Политический деятель граф Потемкин-Таврический » Социально-экономическая ситуация в России

В течение XVIII столетия усиливалось русское влияние на Кавказе. Расширялись традиционные связи России с Кабардой, жители которой были наиболее многочисленным и сильным из народов адыге. Здесь развивались феодальные отношения, торговые связи с соседями, в том числе с Россией. Раздробленность (к середине века в Большой Кабарде было 20 владетельных князей, в Малой Кабарде— 12), феодальные распри и войны приводили к переселениям жителей, нашествиям воинственных соседей — калмыцких и крымских ханов.

На Северном Кавказе издавна жили русские — терские и гребенские казаки по Тереку, старообрядцы по реке Куме. Тысячи донских казаков поселили в XVIII в. на реке Сулак, в городе Кизляре. Сюда же ссылали из центра России провинившихся солдат. За владение Северным Кавказом вели борьбу Турция, Персия, Крым, Россия. Кабарда то вступала в российское подданство, то выходила из него в зависимости от обстановки.

Персидский, или Каспийский, поход Петра Великого 1722— 1723 гг. закончился присоединением к России западного и южного побережья Каспия. Но в середине 30-х гг. по договору с Надиршахом, правителем Персии, эти земли пришлось оставить.

В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Кабарда, Северная Осетия присягнули на подданство России. Мирный договор 1774 г. с Турцией закрепил окончательное включение Кабарды в состав России. С декабря 1783 г. граница между обоими государствами стала проходить по Кубани. По Георгиевскому трактату того же года под протекторат России вступила Восточная Грузия.

После русско-турецкой войны 1787—1791 гг., в ходе которой русские войска громили турок не только на Дунае, но и на Северном Кавказе, Ясский договор закрепил за Россией Кабарду, правый берег Кубани, Тамань. Для защиты этих владений русское правительство в 1792—1793 гг. переселило на Кубань из междуречья Днепра и Буга Черноморское казачье войско. Началась русская колонизация Северного Кавказа — военная (строительство городов, крепостей, пограничных линий), помещичья (занятие земель, переселение крепостных), вольная (крестьянская и казачья)

В XVIII в. русские люди продолжали заселение и освоение обширных земель Сибири, продвигались на новые земли — на Чукотку и Курильские острова, в глубь Камчатки.

Экспедиции В.Беринга и А. И. Чирикова (1728—1729 гг., 1741 г.) обследовали северо-восточную оконечность азиатского материка. Они заново открыли (впервые это сделал С. И. Дежнев в 1648 г.) в 1741 г. пролив между Азией и Америкой, который потом назвали Беринговым. Обследовали, впервые из европейцев, острова Алеутского архипелага, достигли берегов Аляски.

Продолжались открытия и в сибирской части Северного Ледовитого океана. По южной окраине Сибири русские землепроходцы ставят новые крепости, в том числе Омскую (1716 г.), Семипалатинскую (1718 г.), Усть-Каменогорскую (1720 г) и другие. Русские владения, постепенно расширяясь к югу, приближаются к пределам Джунгарии (Западной Монголии).

Развитие горных промыслов (прииски, заводы) стимулировало вольную колонизацию — в Сибирь потянулся беглый народ. Сюда же власти ссылали провинившихся. Появляются школы (Тобольск, Енисейск и другие города). Именно в Сибири И. И. Ползунов построил первую в мире паровую машину.

Местные нерусские народы по-прежнему жили в условиях первобытности. Они, с одной стороны, были объектом грабежа местной администрации; с другой — общались с русскими, и это их взаимно обогащало (хозяйственные навыки, приспособления, обычаи, одежда, язык и др.).

Страницы: 1 2 3 4 

Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу ...

Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном. Опритчина
3 декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Торице - Сергиев монастырь, взяв с собой казну. После этого он прибыл в Александровую слободу, откуда направил две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу - на всех ...

Спокойствие в государстве
Став императором и приняв имя Гуан У-ди, новый правитель все той же династии Хань фактически продолжил начатые неудачливым Ван Маном преобразования, направленные на укрепление власти государства и ослабление позиций сильных домов, властной элиты на местах. Главной своей заботой Гуан У-ди счел необходимость дать всем земледельцам поля и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru