МОНГОЛЫ, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно Монголы) в Республике Монголия, баоань, дунсян, дауры, барга, монголы и собственно Монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Говорят на монгольских языках, которые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в Республике Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР - так называемая старомонгольская письменность на основе графики, заимствованной у уйгуров (13 век). С 1990 в Республике Монголия предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность. К числу протомонгольских этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и шивэй (упоминаемые древнекитайскими источниками), которые вступали в контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним Монголы, возможно, топонимического происхождения, впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, Мэн-гули в китайских хрониках 7-10 веков. В 13 веке часть племён, обитавших на территориях современной Республики Монголия и северо-восточного Китая, объединилась под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних племенных союзов и государственных образований (киданей, уйгуров, кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало монгольской этнической общности. В 15 веке монголоязычные народы разделились на западную и восточную группы; в 16 веке восточная группа распалась на северную и южную. Северные Монголы, населявшие территорию Республики Монголия с 16 века, стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные Монголы, населявшие районы Внутренней Монголии, влились в состав монголов КНР. Западные Монголы (ойраты) образовали в 17 - середине 18 века Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов Республики Монголия, КНР и калмыков России. Монголы Республики Монголия сложились в нацию, ядро которой составляют халха. Практически слились с халха дариганга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и другие субэтнические группы. Консолидируются с халха проживающие в западных районах РМ и ещё сохраняющие отличия в языке и культуре дэрбэты, баяты, захчины, олёты, торгуты, мингаты, а также немонгольские по происхождению хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лёг в основу современного монгольского литературного языка. Материальная и духовная культура всех Монголов в основном одинакова. Традиционное занятие - кочевое скотоводство: уже много веков стадо монгольских кочевников включает "пять видов скота" - лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивавшие Монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания. Традиционные поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с Востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская. Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя - на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом - штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у различных этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в специальном футляре, женщины - украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь - сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок.
Традиционная пища- мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делают мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки - чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.
Цели опритчины
Некоторые историки считают, что опричнина была направлена против
старой родовитой знати, аристократии, занимавшей высшие должностные посты и имевшей большое влияние в государстве. Эти специалисты видят в
опричнине способ уничтожить это влиятельное сословие, представленное главным образом в Боярской думе и с мнением которого государь в ...
Причины движения декабристов
Зарождение движения декабристов было прежде всего связано с внутренними процессами, происходившими в России в первой четверти Х1Х века. Декабристы, образованные и дальновидные люди своего времени, поняли, что самодержавие и крепостничество – главная причина отсталости России. Старый, самодержвно-крепостнический строй тормозил развитие п ...
Влияние нашествия на сельское хозяйство
Большой ущерб нанесли монголо-татары крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение, голод, постоя ...