Интересная история

Этнические группы Монголии
Страница 1

Этнический состав: халха-монголы (81,5%), казахи (4,3%), дэрбэты, байты, дариганга, захчины, буряты, оолды и другие народности. Языки: монгольский, казахский (в Баян-Ульгийском аймаке), диалекты монгольского языка. В Монголии насчитывается около 20 монгольских и немонгольских по происхождению этнических групп, среди которых ведущее место принадлежит халха (халхасцам, халха-монголам). Они составляют основное ядро монгольской нации и в силу своей численности, и потому, что все прочие, значительно более мелкие народы и этнографические группы консолидируются вокруг халха, постепенно утрачивая отличия от них в языке и культуре. Небольшие группы южных монголов (харчины, чахары, тумэты, узумчины) и обособленные в прошлом хотогоиты, сартулы, дариганга практически уже слились с халха. В этногенезе халха приняли участие как древнемонгольские (борджигин, горлос, олхонуд и др.), так и немонгольские (тангуты и др.) племена и роды. Как этнос халха известны с XVI в. Территория их формирования — междуречье Онона и Керулена. В настоящее время халха расселены по всем аймакам страны, но наиболее сконцентрированы в восточных, центральных и южных. В западных аймаках страны — Убсунурском, Кобдоском, Баян-Улэгэй-ском — проживают дербэты, баяты, захчины, торгуты и олеты. Все они потомки западных монголов — ойратов. В их этногенезе принял значительное участие тюркский компонент, что до сих пор прослеживается в некоторых элементах материальной и духовной культуры. Дербэты (включая вошедших в их состав хошутов и хойтов) и олеты восходят к реальным племенам XIII—XIV вв., захчины представляют собой искусственное этническое образование конца XVII в., созданное джунгарскими ханами для охраны своих границ от маньчжурских войск. Отсюда и этноним «захчин», что означает «окраинные». Этнонимы «торгут» и «баят» этимологически восходят к социально-административной терминологии XIII—XIV вв.: первый термин обозначал дневную стражу дворца, второй — личную дружину хана. Сейчас эти этнические группы все более и более сближаются с халха.

Кроме собственно монголов в Монголии проживают и другие группы населения, говорящие на монгольских языках. Буряты расселены в северных аймаках страны: Восточном, Хэнтэйском, Центральном и некоторых сомонах Хубсугульского, Булганского, Ссленгинского аймаков. Одна часть их издавна населяет долины Селенги и Онона, другая сравнительно поздно перекочевала из Забайкалья и Тункинской долины. Для бурят уже в дореволюционное время были характерны сравнительно высокий уровень ведения скотоводческого хозяйства (заготовка кормов, строительство зимних загонов для скота), в отдельных хозяйствах использование сенокосилок, сепараторов, строительство деревянных домов, зачатки земледелия и т. д. Буряты Монголии и сейчас сохраняют свое этническое своеобразие, хотя язык их в значительной степени хал-хаизирован. Близка к бурятам по языку, культуре и происхождению группа баргутов, прикочевавшая в 1947 г. из Северо - Восточного Китая и проживающая ныне одним сомоном в Восточном аймаке. Урянхайцы не представляют собой единой этнической группы. К ним относятся алтайские урянхайцы, урянхайцы мончак, хубсугульские урянхайцы и цаатан. Этногенетические все они восходят к различным группам тувинцев, в различной степени ассимилировавшихся с монголами. Наиболее многочисленные из них алтайские урянхайцы расселены в горных долинах Монгольского Алтая — в Кобдоском и Баян-Улэгэйском аймаках. По языку и культуре они сейчас почти не отличаются от групп западных монголов, среди которых проживают. Урянхайцы мончак живут в тех же аймаках по соседству с алтайскими урянхайцами и казахами. В их языке много заимствований из казахского. В районе оз. Хубсугул проживают хубсугульские урянхайцы. Наиболее обособлены и сохраняют свою специфику тувинцы-оленеводы, называемые монголами цаатан. Их всего две сотни человек. Говорят они на диалекте тувинского языка, но владеют также и дархатским говором монгольского языка. Дархаты — один из самых интересных малых народов Монголии. Они населяют Дархатскую котловину Хубсугульского аймака. Этноним «дархат» известен с XVII в. До революции дархаты считались крепостными духовного ведомства Бог-до-гэгэна. В этногенезе дархатов принимали участие самодийские, тюркские, монгольские компоненты. Язык их довольно близок к западное монгольским диалектам. Самая крупная немонгольская этническая группа Монголии — это относящиеся к тюркским народам казахи. Проживают они в Баян-Улэгэйском аймаке. Язык их входит в кыпчакскую группу тюркской семьи языков. На территорию Монголии казахи прикочевали в середине XIX в. из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы. Государство помогает казахам сохранить свою самобытную национальную культуру и язык: на казахском языке ведется преподавание в школах, издается аймачная газета, работает аймачный радиоцентр и издательство. В то же время в культуре казахов Монголии много монгольских заимствований. Из прочих этнических групп следует указать русских, китайцев, хотонов, хам-ниган. Русское население Монголии — потомки староверов, купцов, мастеровых, интеллигенции (фельдшеров, врачей, учителей), прибывавших в Монголию со второй половины XIX в., — живет в основном в городах. Китайцы также живут главным образом в городах и поселках Центрального, Селенгинского, Кобдоского, Восточного аймаков, занимаются огородничеством и ремеслами. Многие китайцы и русские владеют монгольским языком. Хотоны — омонголившиеся тюрки, попавшие на территорию Монголии в ходе маньчжуро-джунгарской войны и связанных с ней перемещений населения. Хамниганы — омонголившиеся тунгусы, перешедшие от оленеводства к кочевому скотоводству, — проживают по соседству с бурятами, многое в культуре усвоили от них.

Страницы: 1 2 3 4

Организация власти в поместье. Сопротивление крестьян
Каждое феодальное владение представляло собой не только самодовлеющую хозяйственную единицу, но и обособленное политическое целое. Судебно-административная власть над населением вотчины осуществлялась самим вотчинником с помощью его служащих (министериалов). Специального судебно-администра-тивного аппарата не было, его функции выполняли ...

Сталин о Рихарде Зорге.
Сталин в разговоре с Тимошенко и Жуковым: «… нашелся один шаг…(тут» хозяин употребил нецензурное слово), который в Японии уже обзавелся заводиками и публичными домами и соизволил сообщить даже дату германского нападения 22 июня. Прикажите и ему верить? /Правда, 1989,22 июня/. Предупреждение о ближайшем нападении фашистской Германии был ...

"Монгольский" вопрос
Из всего сказанного видно, что "монгольский" вопрос еще не поставлен русскими и европейскими учеными во всей его величине и значение монгольской культуры еще не исследовано ими достаточно. Но можно уже теперь считать доказанным, что обычное представление о монгольском завоевании и монгольском влиянии является сильно устаревшим ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru