В системе государственных органов Афин сохранился ареопаг. В него входили представители афинской аристократии. Но функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены[11]. В 5 веке до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний и наблюдал за состоянием нравов.
Верные принципу сдержек афиняне ограничили исполнительную власть совета пятисот коллегиями стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов избиралась народным собранием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан, женатых и имевших недвижимость, открытым голосованием путем поднятия руки. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали многими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но фактическое руководство всегда поручалось одному из них – по выбору Народного собрания.
В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в совете пятисот. Вторую проверку они проходили в гелиэе. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них выбирал себе по два товарища.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Она решала вопрос о наделении правами гражданства, наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода, утверждала международные договоры. Главным ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. Гелиэя состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой филы из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет. В составе гелиэи действовали десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда[12].
Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела: ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Раз в месяц в Афинах созывалось особое Народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. После открытого обсуждения собрание решало, была ли эта деятельность правильной[13].
Для своего времени афинская демократия имела самое передовое государственно устройство. Но, какого бы уважения она ни заслуживала, в конечном счете, это была демократия для немногих, державшаяся на рабстве.
Зарождение Османского государства
Происхождение османов и их история, по крайней мере до конца XIV в., были на протяжении длительного времени мало изучены, поскольку историки до недавнего времени использовали лишь некоторую часть источников, будь то греческие, естественно враждебные, летописи, или более поздние, турецкие, которые восхваляли османскую династию. Новые док ...
Диспозиция Кутузова
Планируя бой как оборонительный, Кутузов предусматривал возможность перехода его в наступательный. «При счастливом отпоре неприятельских сил дам собственные повеления на преследование его»,— предупреждал он своих генералов в диспозиции.
Позиция, которую избрал Кутузов для генерального сражения, в основном отвечала требованиям тактики и ...
Гражданское право Римской империи
По теории римских юристов, всю совокупность правовых велений следовало подразделить на две части — право частное и право публичное. К последнему, по известному определению Ульпиана (III в. н. э.), принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению Римского государства» как целого; напротив, «частное право» имеет дело с тем, что ка ...