Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5-6. (либеральная)
. Степанов А.И. Место России в мире накануне І мировой войны. // Вопросы истории, 1993, №2. (либеральная).Степанский А. Либеральная Россия, которую мы потеряли. // Свободная мысль, 1995, №12. (либеральная).
Шацилло К.Ф. Николай ІІ: Реформы и революция // История Отечества. Т.1. М., 1991. (либеральная).
Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).
Понятия
различных теорий
Материалистическое направление
Революция –
резкие качественные изменения
Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса. Есть первый, главный основной признак революции». – В.И. Ленин.
Диктатура –
форма власти в одной из политических систем
Сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу (например: Диктатура буржуазии или Диктатура пролетариата).
Диктатура пролетариата –
форма государственной народной власти
Власть рабочего класса и беднейшего крестьянства, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Исторически государства диктатуры пролетариата существовали в трех формах: форма Парижской коммуны, форма Советов (СССР), форма народной демократии (Восточная Европа и Восточная Азия).
Классы
По определению В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой.
Классовая борьба, появление классов связано с возникновением частной собственности. Классовая борьба, переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно самих классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.
Либеральное направление
Государственный переворот
Насильственный захват государственной власти кучкой экстремистов вопреки воли всего народа.
Классы
1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).
Расцвет империи
Эпоха расцвета Османской империи — это период от воцарения Мехмеда II (1451) до конца правления Сулеймана Великолепного (1566). На протяжении ста лет турецкое владычество распространилось на всю балканскую Европу, на часть Центральной Европы, на арабский Ближний Восток и на Северную Африку, за исключением Марокко. Этот период отмечен та ...
Противоречия, причины свертывания в конце 1920-х
годов НЭПа
В 1921 г. началась перестройка не только аграрной, но и промышленной сферы экономики. В августе был утвержден "Наказ СТО о проведении в жизнь начал новой экономической политики", который определил основные направления деятельности Советской власти в области промышленности. Был взят курс на частичную приватизацию промышленности ...
Цикличность экономического развития
Итак, желанная стабильность наконец-то пришла к исстрадавшейся стране. Наступило время если и не утопических Гармонии и Порядка, то во всяком случае спокойствия и довольства. Однако это продолжалось не слишком долго. Уже на рубеже I—II вв. ситуация в империи начала ухудшаться. Для того, чтобы разобраться в причинах этого (вспомним, что ...