Технологическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).
Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что смена власти в феврале 1917 года носила прозападный модернизационный характер и сопровождалась перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена; это привело к перехвату политической инициативы большевиками. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм, вошли в союз с эсерами и повели за собой массы общинного крестьянства. Результатом была победа новой власти, крестьяне получили землю, а большевики – власть; институты либерализма были отвергнуты, и Россия вступила на другой путь развития.
Своеобразие событий сторонники технологического направления усматривают в сочетании в ней различных социальных потоков, часто не совпадающих в устремлениях и даже противоречащих друг другу. Это и восстание масс против самих основ новой цивилизации: частной собственности, городов, железных дорог, представительных учреждений; и новое социальное движение, для которого разрушение старого строя представлялось предпосылкой для ускоренного движения страны по пути прогресса. Оба эти потока носили антибуржуазную направленность и были использованы радикальными элементами для прихода к власти.
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Оценки событий октября 1917 г.
|
Название теории |
Предмет изучения (алгоритм) |
Интерпретации факта в различных теориях |
|
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человека к Богу |
Октябрьские события воспринимаются как масштабная катастрофа и торжество сатанинских сил. |
|
Всемирно-историческая: Материалистическое направление |
Прогресс общества. Формационное развитие. Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности |
Развитие общества закономерно привело к социалистической революции. Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в России политическую власть, устанавливает государство диктатуры пролетариата и начинает строить социализм. |
|
Всемирно-историческая: Либеральное направление |
Прогресс личности. Модернизационное развитие. Классовое сотрудничество на основе частной собственности |
В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот, власть захватили большевики (велика в этом роль личности – В.И. Ленина). В ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно установилась чуждая народу и природе политическая система. |
|
Всемирно-историческая: Технологическое направление |
Прогресс технологический. Модернизационное развитие. Научные открытия |
События февраля 1917 года носили прозападный модернизационный характер и сопровождались перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм повели за собой массы общинного крестьянства и в результате большевики получили власть. |
Тира в позднеэллинистическое время (вторая
половина III – первая половина I в. до н. э.). Социальный
строй, культура и религия Тиры в конце III — начале I в. до н. э.
1. Хозяйство и общественно-политическая структура. История Нижнего Поднестровья в конце III—II в. до н. э. фактически неизвестна, но те отрывочные сведения, которые все же извлекаются из имеющихся источников, вполне соответствуют восстановленной выше картине. В конце III в. до н. э. был разрушен Никоний, переживавший уже со времени похо ...
Сельское хозяйство
ГУЛАГ НКВД имеет в настоящее время 414 сельскохозяйственных подразделений, в том числе: 3 сельхозлагеря (Карагандинский, Сибирский, Среднебельский), 96 сельскохозяйственных колоний и 315 подсобных хозяйств. Общая площадь пахотной земли сельскохозяйственных подразделений ГУЛАГа составляет 441 000 гектаров.
За годы войны посевная площадь ...
Теории изучения. Правила многотеоретического
ИЗУЧЕНИЯ
1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументированно и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории.
2. Прошлое — историю — изучить “вообще” невозможно. Оно соткано из множест ...