№ 2. Причины политики “просвещенного абсолютизма”
|
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
|
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
Отступление русского народа от веры под влиянием протестантизма, которое началось с противоцерковных реформ Петра I. В высшем обществе начался уход в спиритизм, мистицизм, масонство |
|
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Начало кризиса феодально-экономической формации заставило самодержавие лавировать, проводить политику приспособления правящего класса к нуждам и запросам растущего класса буржуазии. Период правления Екатерины II делится на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма (1767–1773-75 гг.); 2) открытой дворянской реакции (1775–1796 гг.) |
|
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Модернизация в XVIII веке прошла в Европе под влиянием гуманистических идей Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Монархи Франции, Пруссии, России и др. стран пытались осуществить либеральные преобразования «сверху», используя силу абсолютистского правления |
№ 3. Оценки царствования Петра III 5
|
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
|
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Существо слабое физически и духовно Петр III, не был готов царствовать на русском троне, его свержение закономерно. «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появлялся» (В.О. Ключевский) |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Взбалмошный, жестокий государь, совершенно чуждый России и открыто выражавший свое пренебрежение ко всему русскому. Не пользовался популярностью в кругах русского дворянства. Прогрессивные мероприятия его царствования обусловлены духом времени, а не личным вкладом императора |
|
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Петр III был творцом курса на защиту личных прав дворянства. Его политические взгляды являлись достаточно либеральными, отражали «пробуржуазные» тенденции. Его политика может рассматриваться в контексте просвещенного абсолютизма |
№ 4. Оценки царствования Павла I
|
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
|
Всемирно-историческая: до 1917 г. |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Эпоха Павла была временем «произвольных прихотей и насилия» (Н.К. Шильдер) и «самой бюрократической эпохой» (В.О. Ключевский) |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Павел I – крайне противоречивая фигура на русском престоле. Человек неуравновешенный, непредсказуемого поведения, неожиданных, сбивающих с толку перемен настроения и пристрастий, слабовольный, неврастеничный, сторонник авторитарных методов управления |
|
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение индивидуальных свобод |
За внешними сумбурными и противоречивыми действиями императора прослеживается связная, цельная идеология и система. Павловская система как непросвещенный абсолютизм. Павел обнаруживает склонность видеть решение стоящих перед страной проблем в ужесточении бюрократической регламентации и усилении личного влияния монарха на работу государственного аппарата, в уравнении всех сословий перед престолом. Целью Павла становится максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого» |
Роль В.И. Ленина в создании РСДРП
В начале XX века капитализм в России вступал в стадию империализма, где усилилась концентрация промышленности, быстро росли монополистические объединения капиталистов. Однако необходимость создания централизованной парии становилась все острее это было связано с разразившимся мировым экономическим кризисом в 1900-1903 гг. который, в Рос ...
Правила и схемы многотеоретического изучения
Правила изучения
1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументировано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а, следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории.
2. Прошлое — историю — изучить «вообще» невозможно. Оно ...
Выступление генерала Л.Г. Корнилова
"Главным событием августа 1917 г. стало всепартийное Государственное совещание, организованное А.Ф. Керенским в Москве для обсуждения положения страны: оно было многословным и потерпело фиаско".[20]
А.Ф. Керенский колебнулся вправо. 25 августа по негласной договоренности между ним и Л.Г. Корниловым к Петрограду были двинуты к ...