№ 2. Причины политики “просвещенного абсолютизма”
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
Отступление русского народа от веры под влиянием протестантизма, которое началось с противоцерковных реформ Петра I. В высшем обществе начался уход в спиритизм, мистицизм, масонство |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества | |
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Начало кризиса феодально-экономической формации заставило самодержавие лавировать, проводить политику приспособления правящего класса к нуждам и запросам растущего класса буржуазии. Период правления Екатерины II делится на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма (1767–1773-75 гг.); 2) открытой дворянской реакции (1775–1796 гг.) |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Модернизация в XVIII веке прошла в Европе под влиянием гуманистических идей Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Монархи Франции, Пруссии, России и др. стран пытались осуществить либеральные преобразования «сверху», используя силу абсолютистского правления |
№ 3. Оценки царствования Петра III 5
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Существо слабое физически и духовно Петр III, не был готов царствовать на русском троне, его свержение закономерно. «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появлялся» (В.О. Ключевский) |
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Взбалмошный, жестокий государь, совершенно чуждый России и открыто выражавший свое пренебрежение ко всему русскому. Не пользовался популярностью в кругах русского дворянства. Прогрессивные мероприятия его царствования обусловлены духом времени, а не личным вкладом императора |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Петр III был творцом курса на защиту личных прав дворянства. Его политические взгляды являлись достаточно либеральными, отражали «пробуржуазные» тенденции. Его политика может рассматриваться в контексте просвещенного абсолютизма |
№ 4. Оценки царствования Павла I
Название теории |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Всемирно-историческая: до 1917 г. |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Эпоха Павла была временем «произвольных прихотей и насилия» (Н.К. Шильдер) и «самой бюрократической эпохой» (В.О. Ключевский) |
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Павел I – крайне противоречивая фигура на русском престоле. Человек неуравновешенный, непредсказуемого поведения, неожиданных, сбивающих с толку перемен настроения и пристрастий, слабовольный, неврастеничный, сторонник авторитарных методов управления |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение индивидуальных свобод |
За внешними сумбурными и противоречивыми действиями императора прослеживается связная, цельная идеология и система. Павловская система как непросвещенный абсолютизм. Павел обнаруживает склонность видеть решение стоящих перед страной проблем в ужесточении бюрократической регламентации и усилении личного влияния монарха на работу государственного аппарата, в уравнении всех сословий перед престолом. Целью Павла становится максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого» |
Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).
Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу ...
Китай в начале ХХ века
В 1902 году после полуторагодичного отсутствия в Пекин вернулась вдовствующая императрица Цыси. Она была вынуждена объявить о программе реформ, включавшей сокращение раздутого и коррумпированного бюрократического аппарата, поощрение торговли, реорганизацию армии и коренное изменение системы образования, которое становилось доступным и д ...
Приложение
1.
И. Тоидзе "Родина-мать зовет!"
"I want you U.S army enlist now" ("Я хочу, чтобы ты поступил на военную службу сейчас")
"Am Ende steht der Sieg" ("А в конце победа!")
Приложение 2.
Кукрыниксы "Беспощадно разгромим и уничтожим врага"
"Ein Volk, ein Reich, ein ...