Гордин Я. Власть и гвардия // Знание—сила. 1991, № 11-12 (либеральная).
Каменский А.Б. Екатерина II. // Вопросы истории, 1989, № 3 (материалистическая).
Мыльников А.С. Петр III // Вопросы истории, 1991, № 4-5 (либеральная).
Моряков В.И. Поиск пути: Русская общественная мысль второй половины ХVIII в. о государстве // История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная).
Запарий В. В., Личман Б. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация новой истории России// Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1999 (технологическая
).
Объяснения исторических фактов в различныхтеориях изучения
Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
Оценки развития России после Петра
Религиозно-историческая теория
изучает движение человека к Богу.
В православной литературе данный период, как и весь “петербургский период”, начиная с Петра I, оценивается скорее отрицательно, нежели положительно.
В знаменитой книге протоиерея Георгия Флоровского (1893—1979) “Пути Русского Богословия” содержится суровое и беспощадное осуждение Петра Великого и его помощника в церковных делах Феофана Прокоповича (1681—1736) за подчинение русской Церкви государству, за превращение ее в орудие правительства, за подрыв ее духовной и нравственной роли. В результате реформ Петра I, который игнорировал греко-византийские корни православия, Церковь со своими служителями оказалась оторванной от живой исторической традиции русского народа. Этот внутренний разрыв, по мнению Г. Флоровского, произошел как на социальном, так и на психологическом уровнях и помешал духовенству и Церкви играть созидательную, творческую роль в послепетровской культуре.
Драматические последствия для церкви и общества, по мнению Г. Флоровского, имело протестантское влияние, которое с начала XVIII века сменило доминировавшее до того “латинское” влияние. Впрочем, как считает протоиерей, вторжение в культуру идей протестантизма, навязанных Просвещением, вызывало на протяжении столетия сопротивление и критику со стороны формировавшейся русской интеллектуальной элиты. Ответом последней в какой-то степени становился уход в мистицизм и масонство.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
В работах М. Н. Покровского (1868—1932) противоречие данной эпохи выглядит как одновременное развитие промышленного капитализма и крепостнического государства, воплощавшего интересы торгового капитализма (самодержавие как “торговый капитал в шапке Мономаха”). Более того, промышленный капитализм в схеме М. Н. Покровского вызывал во второй половине XVIII века своего рода феодальную реакцию, “новый феодализм”. Позднее представители советской исторической науки (Н. И. Павленко, В. И. Буганов и др.) также отмечали противоречивость периода, который характеризовался расцветом дворянской России и вместе с тем активным ростом буржуазных отношений.
Для историков-марксистов (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, В. А. Федоров и др.) вторая половина XVIII века примечательна эволюцией феодальной социально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Его появление вызывает начало разложения феодально-крепостнического строя. Политика просвещенного абсолютизма рассматривалась ими как следствие противоречий между феодальными и капиталистическими элементами в способе производства, причем для большинства исследователей она носила поверхностный, демагогический характер. Советские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма — от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Пугачева (1767—1773-75 гг.); 2) открытая дворянская реакция — от восстания под предводительством Пугачева до смерти Екатерины II (1773-75—1796 гг.).
История семьи. Юность Плеханова,
студенческие годы
Много веков тому назад татарский род Плехановых поступил на службу к московским царям. За подвиги на поле брани Плехановы получили имение в Тамбовской губернии. Отец будущего революционера Валентин Петрович Плеханов в соответствии с семейной традиции так же связал свою жизнь с военной службой. Он участвовал в Крымской войне, а в 1863 го ...
Государство Золотая Орда (сер. Xiii
— сер. Xv вв.) и государство
Литовско-русское (сер. XIII—сер.
XVI вв.)1
На территории Евразии более двух веков существовало одно из сильнейших государств мира — Золотая Орда. Потомки многочисленных народов Орды сегодня являются гражданами Российского государства и наследуют духовные традиции прошлого.
В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1206 году ее главой был провозгл ...
Судебное устройство
Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены.
Судебная процедура ...