Советские историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность — процесс не одномоментный, а итог длительного эволюционного3 развития, разошлись в определении места первоначального возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее — на Северо-Западе4 , другие — на первое место среди этапов формирования государственности ставят образование северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все историки признают, что процесс объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и подчинением Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.
Марксистская теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера, стали связывать с проблемой этнонимии. Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.
В локально-исторической литературеВосточная Европа и Северная Азия рассматриваются как единое пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином “месторазвитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазарское, Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе его.
Причины принятия православия в Киевской Руси (выбор веры)
Религиозно-историческая теория
изучает движение человека к Богу.
Христианские историки (А. В. Карташов и др.) считают, что принятие Владимиром I христианства, а не ислама и иудейства в качестве государственной религии было обусловлено давним проникновением христианства на территорию Восточной Европы. Владимир I из всех вер выбрал самую правильную веру — христианскую православного толка.
Церковная традиция относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях упоминается хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство народов Восточной Европы с христианством состоялось во времена готского государства (IV в.). Однако процесс проникновения христианства был прерван вторжением гуннов. Следующим этапом распространения христианства в Восточной Европе считается IX век.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.) считают, что при выборе государственной религии князь Владимир I руководствовался только политическими мотивами.
Соседние государства — исламская Волжская Булгария и иудейская Хазария — в этот период были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств у князя и киевлян был невелик.
Сложнее обстояло дело с христианской верой. Христианская религия не едина. В середине первого тысячелетия она разделилась на две ветви: западно-римскую — католическую — и восточно-римскую — православную. В 1054 году дело дошло до обоюдного предания анафеме (отречения от церкви). Обе ветви веры претендовали на влияние в Восточной Европе. Но между ними в политическом отношении имелась существенная разница.
Римский папа требовал полного подчинения королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. К тому же католическая церковь считала богослужебным языком только латынь.
Патриарх Константинопольский признавал определенную зависимость от императора и ставил церковь на службу государству. Православная церковь допускала возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее — православие.
Либеральное направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Спортивные пристрастия авиаконструктора
Деятельность авиационного конструктора А.С. Яковлева разнообразна и многогранна. Но юношескому влечению авиационным спортом, которое привело молодого инженера в «большую авиацию», Александр Сергеевич оставался верен в течение долгих лет. Как уже упоминалось, на первой авиетке Яковлева АИР‑1 с двигателем «Циррус», созданной в Военн ...
Период монгольского владычества. Система налогов
Кочевники смогли лишь подчинить себе русские земли, а не включать их в состав своей империи. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.[6] После этого монголы больше не прибегали к ...
Предмет исторической хронологии
В Советском энциклопедическом словаре читаем следующее: «Историческая хронология (от греч. Chronos – время, logos – слово, учение) – наука о последовательности исторических событий. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает уст ...