Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй—все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарении и пр. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась (манципация).
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал роба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот . (раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь»[8]. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточна сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. было достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации,—дань традиции. Свидетели играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, они обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, свидетели же были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом.
Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению—путем договора или завоевания — нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчинения общинной собственности форма. Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отличалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме нексум — кабала. По способу заключения нексум похож на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 г. до н. э. (через 250 лет после закона Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). Никто не должен был более, кроме преступников, содержаться в оковах и кандалах; за долги следовало отвечать имуществом, но не телом; закабаленные были освобождены, и было запрещено на будущее время брать должников в кабалу.
Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...
Заключение.
Страна была на 80 % крестьянской, мелкотоварной и без рынка не только развиваться, но и существовать не могла. Неизбежно возникло противоречие между задачами построения социализма, которой придерживались большевики и сутью крестьянской России. Поскольку политика “военного коммунизма” ограничивала товарно-денежные отношения, то она огран ...
Культурная политика советской власти 1917-1925гг.
В советской исторической науке широко использовался термин "культурная революция". Под ним понимали коренной переворот в духовной жизни общества, произошедший в России после Октября 1917 г. При этом обращалось внимание почти исключительно на положительные последствия перемен в идеологической жизни, образовании, науке, художест ...