Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй—все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарении и пр. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась (манципация).
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал роба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот . (раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь»[8]. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточна сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. было достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации,—дань традиции. Свидетели играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, они обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, свидетели же были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом.
Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению—путем договора или завоевания — нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчинения общинной собственности форма. Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отличалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме нексум — кабала. По способу заключения нексум похож на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 г. до н. э. (через 250 лет после закона Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). Никто не должен был более, кроме преступников, содержаться в оковах и кандалах; за долги следовало отвечать имуществом, но не телом; закабаленные были освобождены, и было запрещено на будущее время брать должников в кабалу.
Социально-экономическое положение хорватских земель
Несмотря на крайне неблагоприятные внешнеполитические условия, экономическое развитие хорватских городов в период со второй половины XV в. не осталось в стороне от влияния прогрессивных процессов, характерных для всех европейских стран. Яркий пример в этом смысле являет история Загреба, который во второй половине XV–XVI вв. переживал кр ...
Сельскохозяйственная политика и продовольственное снабжение.
В начале 1918 года было положено начало реализации Декрета о земле, в соответствии с которым крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн.га удельной, помещичьей, монастырской земли, что было равносильно конфискации этих земель. Такой же принцип был применен к лесам, водам и недрам. Помимо земли и прочих угодий, в руки крестьян пер ...
Александр в Вавилоне
Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках ...