Интересная история

Государственный строй

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.

Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.

Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям[16]. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества. Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима[17].

Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина
Промышленный подъем 90‑х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890–1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти ...

Распад СФРЮ (1989-1991)
В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они наде ...

Образование Древнерусского государства в IX в.
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru