На рубеже XVI и XVII веков наше Отечество переживало глубокий социально-экономический и морально-политический кризис. Опрични-на, двадцатипятилетняя неудачная Ливонская война (1558–1583 гг.), неурожаи и эпидемии – всё это вызвало разорение зна – чительной части страны. В 1601–1603 гг. Россия пережила страшный голод. Многие умерли голодной смертью. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек.
Колонизация пространств среднего и нижнего Поволжья привела к утечке рабочей силы, а это в свою очередь – к недостатку рабочих рук и тяжёлому экономическому кризису внутри государства.
Государственное и помещичье тягло тяжело давило оставшихся, повинности крестьян неуклонно возрастали. Численность феодалов росла быстрее, чем численность крестьян, так как в условиях длительной войны правительство постоянно рекрутировало в состав «детей боярских» выходцев из низших слоёв.
Как отмечает историк С.Ф. Платонов, в развитии Смуты ясно различаются 3 периода. Первый период – династический, когда ведётся борьба за престол между различными претендентами. Второй период – социальный, который характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством иноземных правительств. Третий период – национальный, это время борьбы с иноземным господством и создание национального правительства во главе с М.Ф. Романовым.
Со смертью Ивана Грозного в 1584 г. фактически сходит на нет династия потомков Ивана Калиты. При его слабоумном сыне Фёдоре реальную власть сконцентрировал в своих руках боярин Борис Фёдорович Годунов, родственник жены царя. Годунов был талантливым политическим деятелем, отличался государственным умом. Он пытался вытащить страну из пропасти, но ему это не удалось.
Однако на время правления Бориса Годунова приходится утверждение крепостного права в России. Первый шаг был сделан ещё при Иване Грозном, когда был временно запрещён переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. В царствование Фёдора Ивановича были приняты новые крепостнические указы.
Около 1592–1593 гг. правительство издало указ, запрещавший крестьянский «выход» по всей стране. В 1597 г. появился указ об «урочных летах» – о пятилетнем сроке возвращения беглых крестьян. Эти постановления завершили процесс закрепощения крестьянства. Закрепощение крестьян стало поворотной вехой в социальном развитии русского общества.
Во внешней политике Борис Годунов стремился решать вопросы не столько военным путём, сколько за столом переговоров. Несколько раз удалось продлить перемирие с Речью Посполитой, уcпешно проведённая русско-шведская война 1590–1593 гг. восстановила в известной мере утраченные позиции России на Балтике.
Весьма активно действовало правительство Бориса Годунова на южном и восточном рубежах страны. В 1589 г. было подтверждено подданство Кабарды.
В 1587 г. кахетинский царь Александр принял предложение о союзе и покровительстве Грузии и признание его подданства русскому царю.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приехало много иностранных специалистов, для обучения наукам было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян.
В 1598 г. со смертью царя Фёдора Ивановича прекратилась правящая династия. Земский собор избрал Бориса Годунова царём (1598–1605 гг.).
Первые преобразования Петра I
За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведе ...
Другое
Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля (в 7235 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»).
Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 12-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. 29 июня в день Святых Петра и Павла царевич был крещ ...
Творения патриарха Фотия
Творчество святителя Фотия Константинопольского - выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста, экзегета и проповедника, занимает значительное место в святоотеческом наследии. К сожалению, его творения сейчас практически малоизвестны русскому православному читателю.
Во-первых, одним из главных и ценных трудов, оставшихся нам в наследи ...