Внушительные размеры в 1906 г. приняло национально-освободительное движение в Финляндии, Прибалтике, Польше, на Украине, в Закавказье под руководством местных националистических партий.
Итоги революции. Революция 1905 г. имела незавершенный характер. Она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но, тем не менее, она заставила власти пойти на некоторые уступки.
Рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9 – 10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже 8-часовой рабочий день), повышение заработной платы. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялись минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, пособие по болезни.
Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю.
Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т. д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные демократические права: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов, издания печатных органов. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти – Государственной думы.
Произошли большие изменения в духовной жизни общества. Революция втянула в активную политическую деятельность миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми: о справедливости самодержавного и сословного устройства общества, о личностных качествах монаршей особы и т. д. Демократическая интеллигенция, так долго звавшая народ к топору, увидев реальные масштабы и результаты русского бунта, начала задумываться об иных альтернативах разрешения проклятых русских политических организаций объявили первую российскую революцию «генеральной репетицией», учли ее уроки и начали подготовку к новому «штурму самодержавия».
И все же одним из главных итогов революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
Другое
Петр I великий [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
22 марта 1677 года Петр I в 5 лет начал обучаться.
По старорусскому обычаю Петра начали учить с ...
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX веков
На рубеже XIX—ХХ веков движущими силами цивилизационного процесса постепенно становятся революционизм, национализм, индустриализм, проявление которых в России имело некоторые особенности. Меняется и само содержание понятия «цивилизация». Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, наук ...
Реформа управления Петра I
В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные ...