Развитие торговли неуклонно влекло за собой эксплуатацию крестьянства. К старым налогам и повинностям добавлялись новые. Мультазимы взимали с феллахов налоги для уплаты дани Порте, на содержание армии, местных властей, деревенской администрации и религиозных учреждений, не считая поборов на собственные нужды, а также большого количества других поборов, взимаемых часто без всяких оснований. Кроме налогов, установленных государством, существовали различные поборы, основанные на обычае. Французский исследователь XVIII в. Эстев насчитал свыше 70 налогов, собираемых с крестьян одной из египетских деревень. По поводу поборов, основанных на обычае, Эстев писал, что «достаточно, чтобы сумма была собрана 2—3 года подряд, чтобы ее затем требовали на основе обычного права».
Такая эксплуатация крестьянства вызывала восстания против мамлюкского господства. Мамлюки, равнодушные ко всему, кроме войн и политических интриг, постепенно преобразовывались в весьма расчетливых дельцов; к середине XVIII в. они составляли не менее половины всех мультазимов. В середине XVIII в. произошло восстание бедуинов, которые оттеснили мамлюкских мультазимов из Верхнего Египта. Восстание было подавлено только к 1769 г. В 1778 г. произошло крупное восстание феллахов в округе Танта, также подавленное мамлюками.
Несмотря на то, что мамлюки формально являлись вассалами Порты, они твердо удерживали власть в своих руках, а власть турецких пашей, присылаемых из Стамбула, была фиктивной. В 1769 г., во время русско-турецкой войны, мамлюкский правитель Али-бей поднял восстание, провозгласил независимость Египта от Османской империи и вскоре принял титул «султана Египта и обоих морей». Командующий русским флотом в Эгейском море А. Орлов оказал некоторую поддержку Али-бею, что помогло последнему успешно сопротивляться турецким войскам. Хотя восстание и было подавлено, а сам Али-бей убит, власть мамлюкских беев не ослабла.
Междоусобная вражда мамлюкских феодалов тяжело отражалась на экономическом положении Египта. Произвол мамклюкских беев, жесточайшая эксплуатация крестьян и ремесленников вызывали усиливавшееся недовольство в стране. В Египте началось народное движение против турецкого господства и мамлкжских феодалов, которое было возглавлено шейхами известной каирской мечети аль-Азхар. По их призыву летом 1795 г. купцы и ремесленники Каира закрыли свои лавки и мастерские. Мамлюкские беи оказались вынужденными начать переговоры с шейхами и обещать остановить насилия и притеснения, а также отменить незаконные поборы и налоги.
Виновники и жертвы войны
Вторая мировая война для немцев выступает как центральная проблема национального исторического самосознания. ФРГ и ГДР в качестве государственных образований возникли после войны. Двенадцать лет национал-социалистического господства как бы разорвали историю Германии, помешав складыванию ее непрерывной исторической картины. Не случайно в ...
Семья
Петра I
В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком ...
ХХ век. Введение в многотеоретическое изучение истории. У России «… несколько историй…»
Мировоззрения «при встречах» категоричны и непримеримы
Теории истории – мировоззрения человека
Теории изучения исторических фактов определяются предметом изучения. В истории человечества несколько предметов изучения. Выделение предметов — субъективно. Объединение их по сходным признакам приводит к принципиально не схожим предметам изу ...