русским государством, в основе которой лежали отношения господства и подчинения.
В любом случае, мы не можем отрицать того факта, что русские, находясь
длительный период под властью монгольской империи, так или иначе, оказались под влиянием тех политических и правовых принципов, на которых была построена монгольская империя.
Монгольское правление косвенно способствовало так же росту великокняжеской власти через усиление власти каждого князя внутри своего княжения и экспансии самого сильного великого княжества за счет своих соседей. В результате первого процесса великий князь московский в конце концов превратился в абсолютного суверена (государя) своего княжения. Второй процесс вел к образованию единого национального государства и победе принципа единодержавия. Поскольку эти две тенденции слились, князь московский (позже царь) получил ту власть, которую принято называть абсолютной.
Монгольское государство было построено на принципе безусловного подчинения индивидуума коллективу сначала роду, а через него государству. Вот эта монгольская идея послужила тем базисом, на котором развилась сначала в Московском государстве, затем в петербургской монархии всеобщая служба населения государству, его закрепление на службе государству. Отношения по принципу «государь- холоп» возобладали и между аристократией и царем.
В период ига были осуществлены многочисленные заимствования из монгольского законодательства. Если по «Русской Правде» телесные наказания применяли только по отношению к рабам, то в монгольский период и после эта мера наказания вошла в право и стала применяться к податному населению. Смертная казнь применялась прежде только для изменников, то после монголов она стала применяться, за следующие категории преступлений: призыв к мятежу, кража церковного имущества, поджог, подбрасывание вещей в дом человека с целью впоследствии обвинить его в краже, закоренелый преступник, лихой человек ,по подозрению в совершении преступления.
В монгольский период, вероятно под влиянием татар в уголовную процедуру вошли пытки. Судебник 1497г. приписывал пытать без снисхождения для получения информации о соучастниках и признания. Необходимо заметить, что пытки и смертная казнь широко применялись в то время и на Западе, так что говорить о прямом влиянии монголов на русское законодательство было бы неправильно.
Многие историки согласны с тем, что самодержавная, по сути деспотическая форма правления была заимствована русскими правителями у монголов и явилась следствием существования длительной зависимости, в результате которой сформировалась рабская психология у русских князей, которые привыкли беспрекословно подчиняться старшему. В период ига это был хан Золотой Орды, в период создания централизованного государства московский князь.
Монгольское иго принесло на Русь деспотическую вертикальную политическую модель власти, при которой имеет место уничижительное отношение к человеку как быдлу (в переводе с тюркского это слово означает «скот»). Первым русским деспотом можно считать Андрея Боголюбского, который не хотел сидеть в Суздале, где были вечевые традиции, а переехал во Владимир, где веча не было. Он выгнал бояр, остался с дворянами (слугами) и оставил потомкам систему деспотической власти.
Оценки развития СССР в середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теория
изучает общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной ...
Русско-турецкая война
(1735-1739) [17]
Велась Россией (в союзе с Австрией) за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар. Русские войска под командованием Б.К. Миниха[18] взяли Азов, Очаков, Хотин, Яссы, дважды занимали Крым. Окончилась Белградским миром 1739 г. ...
Николай II и первая русская революция. «Кровавое»
воскресенье
Девятое января был «политическим землетрясением» - началом русской революции.
На улицы 9 января вышло около 140 тыс. человек. Рабочие шли с женами и детьми, празднично одетые. Люди несли иконы, хоругви, кресты, царские портреты, бело-сине-красные национальные флаги. У костров грелись вооруженные солдаты. Но никто не хотел верить, что в ...