Интересная история

Правила и схемы многотеоретического изучения
Страница 1

История » История России » Правила и схемы многотеоретического изучения

Правила изучения

1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обучаемого, способного аргументировано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и понимающего, а, следовательно, и уважающего логику оппонента, придерживающегося другой теории.

2. Прошлое — историю — изучить «вообще» невозможно. Оно соткано из множества исторических фактов, логически связанных и не связанных между собой. Образно говоря — это хаос бесчисленного количества фактов прошлого. Рассуждения об истории человечества вообще (в целом) — беспредметны. Человек разумный (Homo sapiens), прежде чем исследовать прошлое, определяет предмет изучения. как отлучить ребенка от грудного вскармливания

3. В истории человечества несколько предметов изучения. Выделение предметов — субъективно. Объединение их по сходным признакам приводит в итоге к трем, принципиально не схожим предметам изучения, а затем и теориям, которые заключают разное понимание цели жизни – мировоззрения, нравственную позицию человека:

— сторонники религиозной теории смысл пребывания человека на Земле видят в движении его к Богу, в победе духовной составляющей над материальной, плотскими страстями

— сторонники всемирно-исторической теорию смысл жизни человека видят в стремлении его к материальным благам, зависящим от общемирового прогресса

— сторонники локально-исторической теории смысл жизни человека видят в продлении его жизни, сохранении здоровья, зависящих от гармонии человека и среды обитания

4. Попытки создания универсально-исторической, самой общей и «единственно верной» теории исторического процесса приводят к эклектике 1, объединению предметов изучения. Объединение предметов изучения – антинаучно, утрачиваются причинно-следственные связи и история прекращает свое существование как наука.

5. Исходя из предмета исторического изучения, каждая теория предлагает свое понимание исторического процесса, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию, предлагает свои выводы и делает свой прогноз на будущее. Критика одной теории с позиций другой некорректна.

6. Преподавание истории — это объяснение исторического процесса. Нельзя написать (прочитать) лекцию, не содержащую объяснение фактического материала. Следовательно, надо заранее объявить учащимся, в русле какой теории будет прочитана лекция.

7. Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты в их строгой причинно-следственной связи, не имеют преимуществ друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны». Учащийся вправе отдать предпочтение одной из теорий истории, но обязан знать и другие.

8. Фактов прошлого множество. Из этого множества историк для обоснования своей логики теории изучения субъективно выделяет, подбирает отдельные факты.

9. Тенденциозно подобранные и заранее выстроенные в логическо-смысловую цепочку исторические факты (без объяснений и выводов) представляют скрытую теорию.

10. При употреблении понятий (тоталитарная система, создание командно-административной системы, построение социализма, общественно-экономическая формация, модернизация, пассионарность, способ производства) дается пояснение и называется теория, к которой они принадлежат.

11. Многотеоретическое изучение, прежде всего, строится на тех общеизвестных исторических фактах, которые получили учащиеся ранее. В то же время он направлен на изучение нового фактического материала. Ведь каждый предмет изучения, теория выстраивает свою логику причинно-следственных связей, подбирает свои факты.

12. На вопрос, заданный ученику: «Ваша оценка, личное мнение на то или иное историческое событие?» преподаватель получит ответ, основанный не на знании, а на психологическом, личном восприятии мира. Вопрос этот некорректен, так как уже нацеливает на ответ в русле историко-либеральной теории (предмет изучения — личность).

13. Во всемирно-исторической теории материалистическое направление выявляет революции (резкий переход количественных изменений в качественные) и закономерности прогресса (смену общественно-экономических формаций), а либеральное направление эволюцию (постепенность) и альтернативы прогресса («цивилизованная» или «нецивилизованная»), а также варианты (в рамках одной из альтернатив).

14. На осмысление, объяснение исторических фактов влияет: мировоззрение людей разных эпох, ментальность людей разных стран, политические пристрастия. Представление историка о прошлом всегда идет в свете проблем, решаемых в его эпоху. Каждое новое поколение людей осмысливает факты прошлого в русле меняющегося их смысла жизни, отраженного в теориях изучения: всемирно-исторической, локально-исторической, религиозно-исторической.

Страницы: 1 2 3

Рабовладельческое государство в Афинах
Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихс ...

Покорение Саксонии
Наиболее продолжительную и тяжелую войну Карлу Великому пришлось вести с саксами, населявшими территорию между нижним течением Рейна и Эльбы. Эта война длилась свыше 30 лет (772—804) и стоила больших жертв для той и другой стороны. По уровню общественного развития саксы намного отставали от франков. Основную массу населения составляли ...

Промышленность в самарской области в конце XIX начале XX века
В 60–70-х годах XIX в. капиталистический способ производства прочно утвердился в стране и стал господствующим. Вследствие все углубляющегося процесса дифференциации крестьянства, роста промыслов, увеличения городского населения, возникновения новых отраслей промышленности и т.д. возрастала емкость рынка. Но этот рост сдерживался наличие ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru