В целом вклад ГУЛАГа в промышленное развитие СССР был сравнительно небольшим: так, в 1952 году он составлял 2,3% от общего объема промышленного производства страны; в разные годы по-разному бывало, но никогда этот вклад не достигал 10%. Однако если взять некоторые важные отрасли, то роль лагерной экономики была заметной. Заключенные активно использовались в строительстве промышленных предприятий. Примерно 300 крупных предприятий построили именно они, а ведь это важное направление индустриализации, связанное с развитием целой сети новых производств. Объемы капстроительства, осуществляемого ГУЛАГом, были около 10% от общих государственных капвложений. При этом роль ГУЛАГа в строительстве промышленных объектов за Уралом была существенно выше. Типичная система: строится, скажем, Норильский комбинат и к нему подводятся дороги, строятся бараки, воздвигаются дома культуры и так далее. Это довольно грубая, тяжелая работа – рыть котлованы, долбить землю, закладывать фундаменты. Важной отраслью экономики ГУЛАГа была горнодобывающая промышленность: добыча угля, металлов, руды, в том числе золота и урана. Уже через несколько лет после создания ГУЛАГа стопроцентная добыча золота была его функцией, и собранное золото шло в основном на Запад, где приобретались станки, оборудование. Под управление ГУЛАГа после войны были переданы также вся слюдяная, асбестовая промышленность, добыча алмазов, кобальта, апатитов. Около 70% олова и 33% никеля добывались силами заключенных. В решающий период реализации атомного проекта (1947–1948 годы) основной объем капстроительства на этих объектах осваивался силами ГУЛАГа. Работы на лесоповале процентов на 15% выполнялись заключенными ГУЛАГа. Они же занимались гидротехническим строительством – это плотины, каналы, гидроузлы, ГЭС. Большой площадкой для деятельности ГУЛАГа было строительство аэродромов, железных и шоссейных дорог. Если брать конкретно эти отрасли, то здесь вклад ГУЛАГа был довольно значительным. Так что немалое число «великих строек коммунизма» – это стройки с участием заключенных.
Вклад в развитие гражданской авиации
Но деятельность конструкторского бюро Александра Сергеевича Яковлева не ограничивалась выпуском лишь боевых и спортивных самолетов. В начале шестидесятых годов возник вопрос о создании пассажирского самолета для замены широко применявшихся, но устаревших машин с поршневыми двигателями средней и малой пассажировместимости. Предназначавши ...
Политика царизма в начале периода присоединения. Социально
- экономическое положение Казахстана
С самого начала принятия казахов в русское подданство Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории Казахстана. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана специальная Киргиз-Кайсацкая экспедиция, затем переименованная в Оренбургскую экспедицию во главе с обер-секретарем сената ...
Развитие торговли
Во второй половине XIX в. в связи с развитием торгового земледелия в губернии в широких масштабах развернулась торговля хлебом. С 1882 по 1884 год с пристаней отправлено вверх по Волге: из Хрящевки и Белого Яра – 4160 тыс. пудов, Балакова – 19273 тыс. пудов, Покровской слободы – 10812 тыс. пудов хлеба. Всего за три года с волжских прист ...