Интересная история

Общественная мысль о путях развития России.
Страница 3

История » XIX век в истории России » Общественная мысль о путях развития России.

“Западники”

П. Чаадаев, А. Герцен и др. считали, что у России не может быть противоположного западноевропейскому пути развития, обеспечивающего процесс и общества, и личности. Они резко критиковали не только российскую действительность (это делали и славянофилы), но и также основы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православной церкви, обоснование приоритета личностного начала над коллективным четко просматривается уже у П. Чаадаева. Вместе с тем, критикуя церковь, П. Чаадаев считал необходимым сохранить христианскую религию, как основу духовности личности. А А. Герцен больше склонялся к материализму и атеизму. При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего. И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира. Западники также считали, что Россия не станет, не должна слепо копировать западноевропейский опыт. Взяв у Западной Европы ее основные достижения, Россия не повторит отрицательных сторон западноевропейской практики и явит миру более высокие, более совершенные образцы социальной и духовной жизни. Идеал нравственной личности у западников и славянофилов имеет ряд общих основных черт: нравственной признается личность, ориентированная на высокие моральные ценности и нормы, подчиняющая им свое поведение на основе свободного волеизъявления, без какого-либо внешнего принуждения. Но как только от общих, абстрактных характеристик идеальных общества и личности переходили к их конкретным социальным, политическим и культурным характеристикам различия между западниками и славянофилами становились резкими, порой превращались в противоположность. Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов.

Кружок Петрашевского.

Члены кружка Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского, выпускника Царскосельского лицея, чиновника Министерства иностранных дел (чиновники, литераторы, офицеры, учителя) говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, преобразовании суда на основе гласности и состязательности (т.е. с участием адвокатов и присяжных заседателей). Петрашевцы знакомили друг друга с произведениями французских социалистов, читали и обсуждали “Письмо к Гоголю”. До организации тайного общества с определенной программой и выборным руководством дело не дошло. Но они были подвержены необычайно жесткой расправе со стороны властей.

Страницы: 1 2 3 4

Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский.
Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина , обучение малолетнего Петра шло довольно медленно. Предание заставляет трехлетнего ребенка рапорто ...

Положение крестьян в губернии в конце XIX века
Отмена крепостного права дала некоторый выход хозяйству страны из того тупика, в котором оно находилось в предрефоренные годы. Несмотря на сохранившиеся многочисленные остатки крепостничества, производительные силы получили большую возможность для своего развития. Россия вступила в новый исторический период – период капитализма. В стран ...

ХХ век. Введение в многотеоретическое изучение истории. У России «… несколько историй…»
Мировоззрения «при встречах» категоричны и непримеримы Теории истории – мировоззрения человека Теории изучения исторических фактов определяются предметом изучения. В истории человечества несколько предметов изучения. Выделение предметов — субъективно. Объединение их по сходным признакам приводит к принципиально не схожим предметам изу ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru