Интересная история

Общественная мысль о путях развития России.
Страница 1

История » XIX век в истории России » Общественная мысль о путях развития России.

Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Споры между приверженцами различных философских и политических направлений носили часто острейший характер и явились главным событием общественной жизни России.

Для начала нужно упомянуть о триаде министра народного просвещения С. С. Уварова (1832): «Православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, Россия является самобытной страной. Причем нашей стране по мнению Уварова всегда были и будут присущи следующие черты самодержавие, как единственная форма правления, которую поддерживает русский народ. Кроме этого министр особо выделял православие, оправдывающее самодержавие и положение монарха. Религия (православие) вообще является духовным стержнем россиян. И отдельно Уваров выделял понятие «народность», неразрывно связующая царя и общество. Иными словами официальная теория настаивала на укреплении самодержавия и православия во благо народа. А о чем думал сам народ?

Кружки 20—30-х гг. XIXв.

Во второй половине 20-х гг. среди московской молодежи выделялся Д. В. Веневитинов, талантливый поэт и философ, служивший в одном из московских архивов. Его привлекло учение великого немецкого философа Фридриха Шеллинга, в произведениях которого большое место отводилось проблеме свободы. Вокруг Веневитинова сплотился тесный кружок друзей (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, А. И. Кошелев и др.). Они издавали «Московский вестник» на страницах которого размышляли о судьбах России. Но после смерти Веневитинова кружок надолго распался.

Среди других кружков можно назвать кружок Н. В. Станкевича. Кружок посещали люди, связанные с Московским университетом: историк Т. Н. Грановский, студент К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди, в том числе В.Г. Белинский. Члены кружка увлекались философией Шеллинга и пытались использовать ее для познания русской жизни. Белинский в ту пору руководствовался абстрактными идеями борьбы добра и зла, света и мрака. Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному, органическому врастанию России в контекст европейской культуры при сохранении своей национальной самобытности. С 1835г. в том же кружке работал М.А. Бакунин. Он всегда кипел новыми идеями, увлеченно проповедовал учение немецкого философа, который в основу своего учения об обществе и государстве положил идею свободы, признавал право народа на революцию. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.

1836 г. после публикации в издании кружка «Телескоп» «Философического письма» Чаадаева, на кружок начались гонения, в 1837г он распался.

Белинский и Бакунин обратились к философии Гегеля, чья сентенция “Все действительное—разумно, все разумное— действительно” была понята Белинским и Бакуниным в смысле оправдания существующей действительности. Белинский довел его до предела, оправдывая самодержавие, крепостное право. У него начались споры с Бакуниным и резкое расхождение произошло с А.И.Герценом —незаконнорожденный сын богатейшего помещика —который с детства воспитывался на идеях французской революции и его соратником Огаревым.

Страницы: 1 2 3 4

Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Для ряда европейских стран второй половины XVIII в. характерно проведение политики так называемого «просвещенного абсолютизма», которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Екатерина II даже считала себя ученицей французских просветителей – Вольтера (1694–1778 гг.), Руссо (1712– ...

Военные корабли 
Практически все исследователи делят античные корабли по их назначению на две основные группы: торговые и военные. Главным отличительным признаком этих групп является отсутствие или наличие тарана. И это естественно, ведь именно он явился первым морским вооружением и, почти конструктивно не изменяясь, просуществовал до эпохи пороха, невз ...

От Ивана III…
Историки ведут отсчет отношений между Турцией и Россией от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленному 30 августа 1492 османскому султану Баязету II. Иван жаловался на притеснения турками русских. Посол султана не прибыл к Ивану, так как был задержан в литовских пределах и только в 1497 году русский посол полу ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru