Большое значение в культурно-просветительской работе придавалось чтению лекций по литературе, истории, естественным наукам, гигиене. Лекции по литературе и истории знакомили с культурой и историей немецкого народа. Тематика лекций медицинского характера определялась стремлением предотвратить распространение различного рода заболеваний.
Общество неоднократно подвергалось негласной проверке со стороны градоначальника, и хотя в его деятельности ничего предосудительного замечено не было, 1 августа 1915 года по рекомендации начальника одесской жандармерии общество было закрыто.
Как уже отмечалось выше, одновременно с Южнорусским немецким обществом было зарегистрировано Немецкое общество образования южной России. Цель общества – «поднятие духовного развития немецких поселян южной России без различий вероисповедания».1 Общество было ориентировано на сельское немецкое население, нравственное, экономическое и физическое состояние которого вызывало тревогу его учредителей и всех, кто сочувствовал и помогал его деятельности.
В уставе обозначены три основные направления в работе, которые должны были обеспечить выполнение цели:
во-первых, улучшение положения в уже существующих школах путем организации учительских и кистерских курсов, устройства там библиотек, принятие мер к улучшению посещения школ;
во-вторых, повышение образовательного уровня среди взрослого населения, путем открытия библиотек, читален и распространения знаний по различным отраслям чтением лекций;
в-третьих, открытие новых народных школ, многоклассных училищ и школ отраслевой ориентации: земледельческих, садоводства, шелководства и даже агрономического института и университета.
К началу мая 1909 года было открыто 25 филиалов общества, а в 1910году их насчитывалось уже 64, в которых числилось 848 членов1 и действовали они в разных губерниях юга России.
Чтобы улучшить положение в сельских школах и повысить квалификацию немецких учителей, в период летних каникул организовывались учительские курсы. Была также, предоставлена возможность, учится не только дома, но и в Германии.
Гораздо труднее было организовать школы в тех общинах, бедность которых не позволяла содержать учителя. Речь шла о хуторах, десятках деревень, где возрастала опасность хозяйственного упадка, а значит и бедности их населения. Это могло привести к потере достоинства, вместе с ним родного языка и национальности. Чтобы оказать нравственную поддержку жителям таких деревень, в обязанность священникам вменялось информировать жителей о существующем обществе, и извещать их, что о них помнят и ищут возможность помочь.
Ставя перед собой задачу, привлечь крестьян к чтению познавательной и религиозной литературы, общество организовывало передвижение имеющегося в его распоряжении книжного фонда с остановкой приблизительно в два месяца в населенном пункте.
Забота о просвещении взрослого населения этим не ограничивалась. Гораздо большую роль играло живое слово – проведение тематических лекций. Их тематика говорит о стремлении оказать жителям помощь, прежде всего, в увеличении прибыльности хозяйств. Не оставались без внимания и проблемы воспитания детей и охраны здоровья.
Несмотря на означенные цели и задачи общества, его постигла та же участь, что и Южнорусское немецкое общество. В марте 1910 года одесский градоначальник решает общество закрыть. Не чувствуя за собой вины, общество решило обжаловать это решение и написало прошение в Правительственный сенат. 14 августа 1912 года последовал указ последнего по жалобе, в котором подтверждалось, принятое в одесском присутствии решении о закрытии Немецкого общества образования южной России.
В качестве причины были названы первый параграф устава, где сформулирована цель – «поднятие духовного развития немецких поселян в южной России», и второй, по которому членами общества могли быть только немцы. «Ввиду сего и принимая во внимание, что самая цель общества…является стремлением к обособлению интересов немецкого народонаселения южной России, имеет характер националистической тенденции и может вызвать последствия, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, Правительствующий сенат признает жалобу правления Немецкого общества образования южной России…незаслуживающей уважения…».
Археологические памятники и экономика Тиры в I—III
вв.
1. Строительные остатки и вещественный материал. В первых веках новой эры Тира значительно расширилась и располагалась на территории всей будущей средневековой крепости и прилегающих к ней на юго-востоке кварталов современного города.
Наиболее полное представление о римской Тире дает раскрытый в северной части ЦР жилой и производственн ...
Актуальность, цели и задачи
В современном российском, постсоветском обществе на первый план выходит задача построения новой русской культуры. Старая, советская культура, как и политическая модель, подверглась серьезной критике, однако никаких альтернатив за двадцать лет предложено не было. В этой связи важно определить, что представляет собой культура, каковы ее о ...
Изменение государственного устройства СССР и его распад. Российская Федерация
(1985-2000) . «Новое политическое мышление», политико-экономические
реформы и распад СССР (1985–1991) [1]
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю развития отдельных регион ...