Уже в конце 50-х – начала 60-х годов образование входит в число основных ценностей немецких колонистов. Они стремятся получить гимназическое или высшее образование, а своим дочерям дать институтское.
В начале ХХ века совершенствуется начальное образование, расширяется и углубляется его программа, и соответственно увеличивается срок обучения в традиционной немецкой школе. В эти годы она ставит целью не только научить детей читать, писать и считать, но и дать детям колонистов и германско-подданных «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности. Гимназическое образование можно было получить в 11-классной немецкой реальной мужской гимназии Святого Павла и 10-классной женской немецкой гимназии Святого Павла, где были торговые классы.
Устав всех этих учебных заведений предусматривал обучение в них детей немецких колонистов, германских подданных и детей других национальностей.
Не все немецкие учебные заведения были связаны с религиозными общинами. В 1908 году Южно-Русское немецкое общество учреждает в городе женское коммерческое училище с 8-ми летним курсом обучения. Немцы открывали и специальные учебные заведения. Так в 1892 году Демьян Францевич Фон-Россель открывает в Одессе музыкальные классы, утвержденные министерством внутренних дел, где , кроме игры на струнных, духовых и ударных инструментах, преподавалась теория музыки, композиция, гармония, т.е. давалось специальное музыкальное образование. В 1899 году Федор Карлович Роте на собственном участке открыл практическую школу садоводства. Здесь получали знания по садоводству, огородничеству и виноградарству.
Программы перечисленных учебных заведений говорят о демократичности и высоком уровне среднего образования, которое давали немецкие учебные заведения и который соответствовал европейскому стандарту того времени.
Высшее образование немцы колонисты получали в пределах России или в Новороссийском университете на русском языке, или в университете Дорпата (Дерпта) на немецком.
Немцам удалось сохранить свое право получать образование на родном языке и после революции 1917 года. Во дворе лютеранского собора размещалась средняя немецкая школа №38, немецкий сельскохозяйственный техникум.
Для немцев Украины, проживающих компактно в 30 районах Одесской области, а также Киевской, Днепропетровской и Донецкой областей, в Одесском украинском педагогическом институте было открыто специальное отделение (сектор) с целью подготовки педагогических кадров для немецких национальных школ. В 1933 году на базе этого сектора открывается немецкий педагогический институт с литературно-лингвистическим, физико-математическим, химико-биологическим, географическим и историческим факультетом. Языком обучения был немецкий, однако, недостаток национальных кадров профессорско-преподавательского состава не позволил вести преподавание только на немецком языке, часть предметов читалась на русском и украинском языках.
За недолгие годы своего существования институту удалось укомплектоваться высококвалифицированными педагогическими кадрами, организовать исследовательскую работу.
К началу второй мировой войны на Одессщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких.1
Но все усилия были напрасны. В 1938 году административным решением всем немецким школам и техникумам было приказано перейти на украинский язык. Немецкий педагогический институт в Одессе стал не нужен. Весной 1938 года был сделан последний выпуск, а большинство выпускников сразу же были арестованы.
Закрытие немецких учебных заведений имело тяжелые последствия для немецкого меньшинства, лишившегося своего естественного права – обучения на родном языке.
Немаловажную роль в сохранении национального языка, культуры и религии немецких поселенцев играли различные общественные организации, на краткой характеристике которых мы остановимся.
Общее положение СССР в предвоенные годы
Курс на строительство социализма в одной стране и свертывание нэповских начал. Социально-психологические предпосылки "великого перелома". Принятие пятилетнего плана развития народного хозяйства V съездом Советов (май 1929). Первая советская пятилетка (1928-1932): проект и реальность. Форсированная индустриализация: источники, ...
Роль В.И. Ленина в создании РСДРП
В начале XX века капитализм в России вступал в стадию империализма, где усилилась концентрация промышленности, быстро росли монополистические объединения капиталистов. Однако необходимость создания централизованной парии становилась все острее это было связано с разразившимся мировым экономическим кризисом в 1900-1903 гг. который, в Рос ...
Экономическая и культурная обстановки в России накануне гражданской войны
Экономику лихорадило. В соответствии с Декретом о земле от 26 ноября 1917 года в стране отменялась частная собственность на землю; земля объявлялась всенародным достоянием. Помещичьи владения переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. В монопольное распоряжение государства перешли в ...