Интересная история

Культура и образование
Страница 2

Уже в конце 50-х – начала 60-х годов образование входит в число основных ценностей немецких колонистов. Они стремятся получить гимназическое или высшее образование, а своим дочерям дать институтское.

В начале ХХ века совершенствуется начальное образование, расширяется и углубляется его программа, и соответственно увеличивается срок обучения в традиционной немецкой школе. В эти годы она ставит целью не только научить детей читать, писать и считать, но и дать детям колонистов и германско-подданных «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности. Гимназическое образование можно было получить в 11-классной немецкой реальной мужской гимназии Святого Павла и 10-классной женской немецкой гимназии Святого Павла, где были торговые классы.

Устав всех этих учебных заведений предусматривал обучение в них детей немецких колонистов, германских подданных и детей других национальностей.

Не все немецкие учебные заведения были связаны с религиозными общинами. В 1908 году Южно-Русское немецкое общество учреждает в городе женское коммерческое училище с 8-ми летним курсом обучения. Немцы открывали и специальные учебные заведения. Так в 1892 году Демьян Францевич Фон-Россель открывает в Одессе музыкальные классы, утвержденные министерством внутренних дел, где , кроме игры на струнных, духовых и ударных инструментах, преподавалась теория музыки, композиция, гармония, т.е. давалось специальное музыкальное образование. В 1899 году Федор Карлович Роте на собственном участке открыл практическую школу садоводства. Здесь получали знания по садоводству, огородничеству и виноградарству.

Программы перечисленных учебных заведений говорят о демократичности и высоком уровне среднего образования, которое давали немецкие учебные заведения и который соответствовал европейскому стандарту того времени.

Высшее образование немцы колонисты получали в пределах России или в Новороссийском университете на русском языке, или в университете Дорпата (Дерпта) на немецком.

Немцам удалось сохранить свое право получать образование на родном языке и после революции 1917 года. Во дворе лютеранского собора размещалась средняя немецкая школа №38, немецкий сельскохозяйственный техникум.

Для немцев Украины, проживающих компактно в 30 районах Одесской области, а также Киевской, Днепропетровской и Донецкой областей, в Одесском украинском педагогическом институте было открыто специальное отделение (сектор) с целью подготовки педагогических кадров для немецких национальных школ. В 1933 году на базе этого сектора открывается немецкий педагогический институт с литературно-лингвистическим, физико-математическим, химико-биологическим, географическим и историческим факультетом. Языком обучения был немецкий, однако, недостаток национальных кадров профессорско-преподавательского состава не позволил вести преподавание только на немецком языке, часть предметов читалась на русском и украинском языках.

За недолгие годы своего существования институту удалось укомплектоваться высококвалифицированными педагогическими кадрами, организовать исследовательскую работу.

К началу второй мировой войны на Одессщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких.1

Но все усилия были напрасны. В 1938 году административным решением всем немецким школам и техникумам было приказано перейти на украинский язык. Немецкий педагогический институт в Одессе стал не нужен. Весной 1938 года был сделан последний выпуск, а большинство выпускников сразу же были арестованы.

Закрытие немецких учебных заведений имело тяжелые последствия для немецкого меньшинства, лишившегося своего естественного права – обучения на родном языке.

Немаловажную роль в сохранении национального языка, культуры и религии немецких поселенцев играли различные общественные организации, на краткой характеристике которых мы остановимся.

Страницы: 1 2 

Россия накануне гражданской войны. Внутренняя и внешняя политические обстановки в России накануне гражданской войны
Около 3 часов дня 25 октября (7 ноября) на экстренном заседании Петросовета Владимир Ильич Ленин заявил: «Рабочая и крестьянская революция свершилась». Начинался новый этап в развитии Российского государства – этап власти Советов и диктатуры пролетариата. Строительство новой государственной машины было сложным делом. Трудящиеся не имел ...

Бои в Прибалтике
С началом боевых действий Прибалтийский округ преобразован в северо-Западный фронт соотношение сил было одинаково, преимущество было только в личном составе 1:1,8; в орудиях и минометах 1:1,4; в самолетах 1,1:1. Этих сил было достаточно для отражения противника. Удар нанесен на противника уже в первый день расколол фронт советских войс ...

Культурно-воспитательная работа среди заключенных
Проводимая в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда. Трудовым соревнованием в данное время охвачено 95% работающих заключенных. Число отказчиков от работы по сравнению с 1940 годом сократилось ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.intrestinghistory.ru